29.04.2019 10:41

Повышение эффективности коммерциализации инновационных продуктов в бюджетных образовательных учреждениях

Повышение эффективности коммерциализации инновационных продуктов в бюджетных образовательных учреждениях

Актуальность развития предпринимательства на базе ВУЗов сегодня является неоспоримой. Понимание того, что драйверами инновационного развития, прежде всего, могут стать студенты и выпускники ВУЗов, приводит к тому, что сегодня активно внедряются различные конкурсы и гранты на развитие проектов; происходит постепенное совершенствование зако¬нодательства, направленного на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса. Активной коммерциализации инновационных продуктов будет способствовать взаимосвязанная работа малых инновационных предприятий (МИП) с бизнес- инкубаторами (БИ) в ВУЗах в сфере трансфера инновационных технологий, апробации разработок, аутсорсинга, обмена опытом, организации стажировок и других. Научная новизна результатов исследования определяется формированием эффективных структурных и процедурных взаимосвязей между БИ и МИП образовательного учреждения для повышения коммерциализации инновационных продуктов. На начальном этапе исследования был проведен мониторинг инновационной деятельности ведущих ВУЗов России за 2016 - начало 2017 г. В ходе мониторинга было выявлено, что взаимодействие науки и производства в 2016 году показало низкий процент внедрения разработок: менее 5% разработок ВУЗов доходят до внедрения в промышленность, большая часть работ заканчивается публикациями и выступлениями на конференциях. Финансирование ВУЗов более чем на 90% происходит за счет государства.

Далее в работе на основе детального изучения положений БИ и МИП ведущих ВУЗов России были разработаны в нотации IDEF0 функциональные модели, описывающие их деятельность. В ходе анализа созданных функциональных моделей БИ и МИПа были выявлены дублирующие функции, такие как: поиск перспективных инновационных продуктов/технологий и бизнес-идей, оформление проекта, проведение НИОКР. На основе выявленного перечня дублирующих функций был предложен усовершенствованный процесс взаимодействия БИ в ВУЗе и МИП, в котором четко разграничены их функции и показана схема их взаимодействия друг с другом. ВУЗ помогает МИП в стадии зарождения и становления с помощью БИ, а МИП помогает ВУЗу в развитии предпринимательства, что дает синергетический эффект, который в свою очередь увеличивает количество выведенных на рынок инновационных продуктов, привлекает новых инвесторов и повышает их конкурентоспособность. Преимуществами такого сотрудничества для ВУЗа являются: повышение эффективности реализации патентов и полезных моделей, получение доли прибыли и (или) платежей по лицензионному договору, участие студентов и работников ВУЗа в МИПах. Преимуществами сотрудничества для МИПов являются возможность доработать инновационный продукт до серийного производства, используя инфраструктуру ВУЗа, сокращение издержек за счет льготной аренды и отчислений с ФОТ, привлечение научных работников, участие в программах Фондов поддержки инновационных компаний, использование упрощенной системы налогообложения, получение до 33,4% дохода от реализации результатов интеллектуальной деятельности ВУЗа. Результаты исследования могут применяться при разработке государственных и муниципальных программ поддержки малого инновационного бизнеса; отдельные предложения могут быть применены в деятельности малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и образовательных учреждений.

Шипова И. В.

Повышение эффективности коммерциализации инновационных продуктов в бюджетных образовательных учреждениях

Опубликовано 29.04.2019 10:41 | Просмотров: 465 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0