18.11.2019 23:09
Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в области развития словесного творчества дошкольников
Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является развитие творческих способностей детей. В педагогических исследованиях подчеркивается самоценность и значимость дошкольного возраста для их развития.
В становлении творческой личности большое значение имеет словесное творчество. Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, который может стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает.
Важно обучить педагогов правильно организовать взаимодействие с воспитанниками в процессе развития у них творческих способностей, в частности в процессе развития словесного творчества у дошкольников. В детском саду данные занятия с педагогами можно осуществлять в рамках творческой мастерской по обучению старших дошкольников сочинению сказок.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.
Актуальность темы нашего исследования определяется тем, что модернизация и новые стандарты дошкольного образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности педагога, что является важной проблемой, требующей поиска различных подходов, приемов и технологий для ее решения.
Часто практика показывает, что большинство педагогов ДОУ характеризуются недостаточным уровнем развития творческого потенциала, слабовыраженным стремлением к самосовершенствованию и самореализации в творческой деятельности, у них снижена потребность и готовность к творчеству, к разработке инновационных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с детьми, им трудно работать в режиме творческого взаимодействия с ребенком.
Цель настоящей работы заключалась в выявлении возможности использования разработанной педагогической технологии для развития творческого потенциала педагогов ДОУ.
Сама технология включает в себя цикл практических занятий, таких как практикумы, игровые обучающие ситуации, круглые столы, тренинги, консультации, основанные на развитии словесного творчества педагогов, и 4 приложения, в которых представлены диагностические, информационно-теоретические, иллюстративные материалы. Также к каждому занятию, в соответствии с его тематикой, сделана подборка литературы.
Цикл мероприятий по развитию творческого потенциала педагогов включил в себя 12 занятий, предназначенных для педагогов, работающих в ДОУ и был рассчитан на проведение занятий в течение 9 месяцев (т. е. в течение 1 учебного года), с сентября по май. Занятия проводились 1-2 раза в месяц, продолжительностью 1-1,5 часа.
При проведении апробации данного цикла занятий с педагогами использовались такие формы работы, как: практикумы, игровые обучающие ситуации, круглые столы, тренинг, консультации, просмотр открытых занятий.
Каждое занятие было построено по определенному алгоритму (этапам) действий.
1 этап: информационный «Это важно знать!» Включал в себя определение темы, цели и задачей занятия, а также краткую информацию по изучаемому вопросу, обзор психолого-педагогической литературы по развитию словесного творчества дошкольников.
2 этап: практический «Давайте поиграем!» Включал в себя подборку игр, заданий и упражнений по тематике занятия.
3 этап: продуктивная деятельность «Педагогическая мастерская» В занятие включались задания по созданию различных продуктов творчества воспитателей: изготовление различных поделок, коллажей, коллективных работ, дидактических игр по развитию словесного творчества дошкольников, сочинение стишков, рифмовок, сказочных историй.
4 этап: рефлексия «За круглым столом» Включал обмен мнениями, впечатлениями о занятии, подводились итоги.
5 этап: Домашнее задание. Основная цель данного этапа - это дать возможность воспитателям апробировать те знания и практический материал, полученный на занятии, непосредственно в работу с детьми.
Данная технология будет полезна методистам, старшим воспитателям для осуществления работы с педагогическим коллективом по развитию у них творческого потенциала, словесного творчества и воображения. Так же возможно она заинтересует педагогов-психологов, работающих в ДОУ, для организации тренингов, семинаров-практикумов по профилактике эмоционального выгорания у педагогов и развития у них речевой компетенции в общении с детьми.
Воспитателям данная технология может оказать помощь в расширении знаний по различным теоретическим вопросам, связанным с развитием словесного творчества у старших дошкольников, а также в подборе интересного практического материала для занятий с детьми (игры, продуктивная деятельность, организация режимных моментов).
Л. А. Веселова
Опубликовано 18.11.2019 23:09 | Просмотров: 500 | Блог » RSS |
Всего комментариев: 0 | |