28.11.2023 22:55

Проблема несовершенства основополагающих международно-правовых актов в сфере безопасности мореплавания. Ч.1

Проблема несовершенства основополагающих международно-правовых актов в сфере безопасности мореплавания. Ч.1

Аннотация. Автором анализируются международно-правовые акты в сфере безопасности мореплавания, выявляются несовершенства и пробелы в некоторых положениях данных актов. Также предлагаются возможные пути решения вышеназванных проблем.
Ключевые слова: безопасность мореплавания, пробелы международно-правовых актов, международные правила, международные конвенции, столкновения судов, поиск и спасание на море, морская спутниковая связь, система сигналов при бедствии, обеспечение безопасности.

Испокон веков безопасность являлась приоритетом на всех видах транспорта. Особое значение в современном мире она приобретает в морском судоходстве и означает сохранность на море человеческой жизни, кораблей, судов и перевозимых ими грузов.

Проблема безопасности мореплавания является наиболее актуальной в современное время, поскольку постоянно увеличивающиеся размеры морских судов, рост их скоростей, плотность движения судов, а также необходимость плавания в различных метеорологических условиях, в том числе и сложных, заставляют постоянно соотносить действующие правила мореплавания с новыми обстоятельствами.

Согласно данным, приведенным известным Лондонским классификационным обществом – Регистром судоходства Ллойда, ежегодно в мире гибнет от 350 до 400 судов [5;11], что составляет примерно по 1 судну в день. Главной причиной гибели судов в подавляющих случаях являются их столкновения. Происходит это, как правило, из-за малого числа экипажа, вызванного появлением новой судовой техники, которая берет на себя функции автоматического мониторинга и принятия решений за человека. Увеличение размеров судов и вследствие этого ухудшение их маневренности, а также увеличения плотности и интенсивности движения являются факторами риска при судоходстве.

Эти факторы требуют постоянного учета и отражения путем внесения изменений в действующие международно-правовые акты, регулирующие безопасность на море. Главным международно-правовым актом, регулирующим безопасность на море, и требующим корректировки, являются Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 г., МППСС-72 (Правила) [4].

Например, в правилах под № 14,15,17 указано об их применении только для двух судов, что противоречит Правилу 1(а), в котором указано, что «Правила распространяются на все суда». Суда плавают в основном по устоявшимся судоходным путям, где интенсивность движения высока. К сожалению, там случаи опасного сближения только двух судов встречаются реже, чем случаи опасных встреч с тремя и более судами одновременно. Эти обстоятельства существовали уже при разработке МППСС-72 [3; 26]. Такое упущение законодателей, утвердивших Правила, в настоящее время все больше затрудняет их применение.

А.Р. Ольшевская
Продолжение следует

Проблема несовершенства основополагающих международно-правовых актов в сфере безопасности мореплавания. Ч.1

Опубликовано 28.11.2023 22:55 | Просмотров: 193 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0