24.05.2023 12:35

Проектная деятельность как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с космосом. Часть 2

Проектная деятельность как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с космосом. Часть 2

Средний уровень по беседе «Космос» показали только 4 ребенка в контрольной группе. Низкий уровень выявлен у всех детей экспериментальной группы и у 6 детей контрольной группы. Дети со средним уровнем знаний на многие ответы отвечали без помощи взрослого, называли лишь один прибор для изучения космоса. Дети знают, что такое Земля и Солнце, называют 2-3 планеты Солнечной Системы. Большинство детей обеих групп верно отвечают лишь на 3 вопроса из 10, или вовсе не знают, что сказать.

Результаты констатирующего этапа показали, что представления всех детей о космосе сформированы недостаточно: у детей почти отсутствуют научные сведения о планете Земля и других космических объектах таких как планеты Солнечной системы, звезды, кометы, метеориты, созвездия; космических явлениях: северное сияние, звездопад, движение Земли вокруг Солнца, полнолуние. Ребята затрудняются в характеристике космонавта, содержании его деятельности на орбитальной станции.

Исходя из полученных результатов, было решено разработать и апробировать два тематических проекта по формированию представлений о космосе: «Этот загадочный космос», «Мы тоже в космос полетим». Задачами проекта «Этот загадочный космос» стали: 1) продолжать формировать у детей представления о «космосе», «Вселенной»; 2) закрепить знания о том, что мы живем на планете Земля, которая имеет спутник – Луну; 3) расширять представления детей о планетах Солнечной Системы: происхождении их названий, видах (планеты-гиганты и планеты земной группы), отдельных характеристиках.

Проект реализовывался в 3 этапа.
На первом этапе удалось сформировать у детей игровую и познавательную мотивацию с помощью сюрпризного момента: письма от космонавтов.

На втором этапе были проведены 4 беседы с использованием презентаций на следующие темы: «Что такое космос» (систематизирование и расширение представлений детей о том, что такое космос); «Земля – наш общий дом» (расширение представлений детей о нашей планете, о ее месте во Вселенной); «Луна - спутник Земли» (расширение представлений детей о спутнике Земли); «Семья планет» (систематизирование и расширение представлений о Солнечной Системе – Солнце и планетах).

После каждой беседы, знания закреплялись в экспериментальной и художественно-продуктивной деятельности. Дети опытным путём устанавливали смену времён года, дня и ночи, исследовали возникновение кратеров на Лунной поверхности.

Через чтение произведений художественной литературы: сказок (например, «Как солнце и луна ходили друг к другу в гости», «Небесный олень»), стихотворений, разгадывания загадок, дети расширяли свои преставления по данной теме.

Формирование представлений о космосе было включено во многие режимные моменты: так, например, в течение недели проводились тематическая утренняя гимнастика («Игрушки в космосе»), игровое упражнение в процессе умывания: «Как умываются космонавты».

Посредством дидактических и подвижных игр («Восстанови порядок в Солнечной системе», «Добавь словечко», «Планеты стройся», «Вокруг Солнца») закреплялись представления о расположении планет в солнечной системе.

Созданная мною интерактивная презентация «Планеты Солнечной системы», помогла детям обобщить полученные знания. Так, ребята один клик «мышки» они могли оказаться на любой планете Солнечной Системе и рассказать о ней.

На 2 этапе проекта также систематически проводилась индивидуальная и подгрупповая работа, а именно: раскрашивание раскрасок по номерам на тему «Солнечная система», собирание космических пазлов и другое. Также хочется отметить, что дети в повседневной жизни самостоятельно выбирали данную деятельность, что показывает, что данная тема им действительно интересна.

На 3 (творческом) этапе проекта, мы с ребятами сконструировали модель Планетария. Мною был подготовлен материал для работы (пластилин, цветная бумага, клей и т.д.). С помощью «Чудесного мешочка», дети распределились: кто, какую планету будет изготавливать. Данная работа была для детей полезна, так как мы снова вспомнили названия планет, их расположение и движение относительно Солнца, цвета планет, а также их отличительные особенности. Ребята сначала сделали планеты из пластилина, сделали для них подставки из картона; затем затонировав бумагу, наметили орбиты планет и разместили их по порядку вокруг Солнца. Второй проект под названием «Мы тоже в космос полетим» был направлен на решение задач, связанных с формированием представлений об освоении человеком космоса, летательных космических аппаратах и профессии космонавта.

Результаты контрольного этапа показали, что уровень представлений детей экспериментальной группы о космосе повысился: ребята называют различные космические объекты, такие как планеты Солнечной системы, звезды, кометы, метеориты, созвездия; рассказывают о некоторых космических явлениях: северное сияние, звездопад, движение Земли вокруг Солнца, полнолуние; раскрывают характеристики космонавта, содержание его деятельности в космосе.

Е. А. Венцель

Проектная деятельность как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с космосом. Часть 2

Опубликовано 24.05.2023 12:35 | Просмотров: 232 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0