22.09.2019 14:49

Работа над выразительностью движений юных исполнителей как форма развития их творческих способностей

Работа над выразительностью движений юных исполнителей как форма развития их творческих способностей

На современном этапе придается большое значение полному и глубокому освоению детьми богатств духовной и материальной культуры, активному приобщению их к художественному творчеству. Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Хореографическая самодеятельность в потенциале способна выполнять функции эстетического и творческого развития личности ребенка.

Формирование танцевального исполнительского мастерства - многоэтапный, во многом индивидуализированный процесс под руководством грамотного педагога-хореографа, владеющего как танцевальной техникой, актерским мастерством, так и знанием возрастных особенностей психических процессов, проявляющихся в творчестве. И если первоначальный этап заложения основ хореографического мастерства приходится на младший школьный возраст и осуществляется в любительском коллективе, то важнейшей задачей педагога-хореографа становится работа над выразительностью движений, рассматриваемая нами как оптимальная в этих условиях форма совершенствования исполнительства и развития творческих способностей.

Распространенные формы и методы работы над исполнительским мастерством в хореографии, такие как: методы пантомимы и танцевально-экспрессивного тренинга, идеомоторная тренировка - по нашему мнению, не отвечают специфике детского любительского танцевального коллектива. Поэтому нами предложены в качестве практических рекомендаций для кружковых занятий хореографией с детьми младшего школьного возраста проект последовательности ступеней развития творческих способностей и некоторые методические приемы, использованные нами в рамках этого проекта на отдельных занятиях.

Возрастному периоду 6 - 10 лет, его специфике развития творческих способностей, по нашему мнению, отвечает активная работа педагога- хореографа над выразительностью движений посредством использования на занятиях элементов тренинга образной пластики и сюжетных танцев-игр.

Танцы-игры выступают как средство развития пластической выразительности и творческих способностей детей на основе музыкально-пластических движений и танцевальных элементов. Для приобретения навыков работы над образом рекомендуется прежде всего прослушать несколько музыкальных произведений, проанализировать одно из них, определяя его структуру, его форму, характер, образный строй. На основе музыкального образа нужно найти его хореографическое решение, используя для этого все богатство композиции танца. По этому же принципу ставятся этюды, цель которых - развитие фантазии, умения через хореографическую композицию донести мысль, сюжет, раскрыть хореографический образ. Полезно проанализировать поставленную работу, определяя идею, сюжет, построение номера по законам драматургии.

Первоначально содержание 1-го и 2-го этапов работы является самостоятельной целью и предметом отдельных занятий, затем на 3-ем этапе оно в свернутом виде представляет собой базу для более глубокого и яркого проявления творческих возможностей - исполнительского мастерства и способностей к композиции.

Подобные тренинги разминочного цикла обязательно дополняются изучением педагогом совместно с детьми музыкального и наглядного материала, побуждающего к образной выразительности; домашней работой ребят над этюдами-визитками образа; участием ребят в постановке задачи перед костюмером и гримером. Таким образом, помимо уроков классического и народного танца ребятам предлагаются уроки-тренинги исполнительского мастерства и уроки-импровизации с использованием определенного музыкального материала, подготовкой этюдов, пантомимных действенно-танцевальных отрывков, позволяющих реализовать попытки движения в образе.

Предложенная нами форма работы с детским самодеятельным танцевальным коллективом, как нам кажется, является достаточно эффективной для развития творческих способностей детей в хореографии, способствует формированию творческой инициативы, выразительной пластики и некоторых других качеств, необходимых юному исполнителю. При этом компетентность педагога в вопросах психологии и техники творчества, на наш взгляд, является решающим условием для плодотворной организации творческого процесса - обучение танцу.

Литература
1. Нилов В.Н. Организационные и методические советы начинающему руководителю танцевального коллектива. - Томск: Наука, 1974. - 27 с.
2. Смирнов И.В. Работа балетмейстера над хореографическим произведением. - Москва, 1979. - 274 с.
3. Филатов С.В. От образного слова к выразительному движению. - М.,1967. - 115 с.

Соколова Светлана Сергеевна

Работа над выразительностью движений юных исполнителей как форма развития их творческих способностей

Опубликовано 22.09.2019 14:49 | Просмотров: 307 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0