12.12.2019 18:02

Развитие мотивов учения младших школьников

Развитие мотивов учения младших школьников

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. В настоящее время с каждым годом стремление к достижениям в учебе неуклонно снижается у большинства учащихся. Развитие мотивации у ребенка играет большую роль для успешности его учебной деятельности.

Следует отметить, что процесс развития мотивации достаточно часто идет стихийно, являясь скорее результатом достижений передовых учителей, чем предметом специальной целенаправленной систематической работы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения одним из личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования становится развитие мотивов учебной деятельности школьников и формирование личностного смысла учения.

На понимание сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, соотношение между мотивацией и мотивом существуют разные точки зрения. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы.

Мотивация - это динамический процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы, а мотив - это результат этого процесса. Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (А. К. Маркова). Понятия «мотивация» и «мотив» тесно связаны между собой.

На констатирующем этапе исследования применялись следующие методы и методики: тест «Школьная мотивация», методика «Изучение направленности на приобретение знаний», методика «Направленность на отметку» (Е. П. Ильин, Н. А. Курдюкова).

С целью определения уровня сформированности школьной мотивации учащихся четвертого класса был проведен тест «Школьная мотивация». В тестировании приняли участие 25 чел. одной из школ г. Петрозаводска. Получены следующие результаты.

Высокий уровень мотивации имеют 8% учащихся. Такие дети отличаются наличием учебно-познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять школьные требования. Они сильно переживают за отметки и замечания, очень ответственны и добросовестны. Хороший уровень мотивации - у 24% школьников. Они успешно справляются с учебной деятельностью. Данный уровень мотивации является средней нормой. Положительное отношение к школе у 44% учащихся, но их больше привлекает внеучебная деятельность. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в классе, однако больше всего в школе их привлекает общение с друзьями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. Низкий уровень школьной мотивации имеется у 12% школьников. Эти учащиеся испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, посещают школу неохотно, часто отвлекаются. 12% учащихся имеют негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, имеют проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Вместе с тем первичное сопоставление баллов по методике «Направленность на отметку» и методике «Направленность на приобретение знаний» показывает, что у этих детей преобладает тенденция направленности на приобретение знаний по сравнению с направленностью на отметку.

При дальнейшем анализе результатов по трем методикам мы планируем установить наличие или отсутствие взаимосвязи между уровнем мотивации и направленностью на приобретение знаний или направленностью на отметку.

Ю. А. Титова

Развитие мотивов учения младших школьников

Опубликовано 12.12.2019 18:02 | Просмотров: 172 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0