28.08.2022 18:36

Развитие умений диалогической речи посредством сюжетно-ролевой игры в начальной школе. Часть 2

Развитие умений диалогической речи посредством сюжетно-ролевой игры в начальной школе. Часть 2

Проанализировав УМК «Spotlight» под редакцией Н.И. Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс для 3 и 4-х классов общеобразовательных школ с точки зрения наличия в них сюжетно-ролевых игр, которые будут способствовать развитию умений диалогической речи, мы убедились, что учебники содержат достаточное количество упражнений, которые могут быть организованы в рамках сюжетно-ролевой игры, однако каждое упражнение требует дополнительной доработки и дальнейшего объяснения учителем. Авторы используют упражнения, способствующие развитию диалогической речи, разнообразие речевых ситуаций, в рамках которых учащиеся общаются между собой на иностранном языке в новых для себя ролях. Кроме того, в процессе обучения по данным УМК обучающиеся учатся самостоятельно выстраивать общение на ИЯ, планировать и оценивать свою работу.

Анализ показал, что в 3 классе обучающимся предлагается больше упражнений, которые могут быть выполнены в виде сюжетно-ролевой игры в рамках одного модуля. В среднем 5 упражнений. Все эти упражнения подразумевают организацию микродиалога между обучающимися, в котором отрабатываются конкретные грамматические и лексические формы. Однако эти упражнения предоставляют возможностью учителю варьировать, усложнять и видоизменять их с учетом уровня обученности класса.

В учебнике для 4 класса в рамках одного модуля в среднем встречается 2-3 упражнения, которые могут быть проведены в рамках сюжетно-ролевой игры. Количество упражнений сократилось в сравнении с 3 классом, однако изменились и требования к этим упражнениям. Чаще всего в упражнениях уже отсутствует заранее подготовленная роль, ученики должны сами выбрать себе героя. Изменилась длина самого диалога: предложения стали развернутыми, усложнились грамматические формы.

Практическое исследование вопроса позволило разработать комплекс из 25 ролевых игр для парной, групповой и коллективной работы, направленных на развитие умений диалогической речи. 20 упражнений комплекса базируются на УМК «Spotlight. Английский в фокусе» для 3-4х классов под редакцией Н.И. Быкова, и 5 являются дополнением к УМК. Данный комплекс соответствует всем требованиям для развития диалогической речи у младших школьников: предусмотрены упражнения по схемам «Реплика учителя – реакция ученика», «Ученик – Ученик»; наличие образца-опоры перед каждым упражнением; соблюден принцип «от простого к сложному»; упражнения легко могут быть трансформированы с учетом образовательных условий.

В целях выявления эффективности предлагаемой методики обучения в 2017 году во время педагогической практики нами была организована практическая апробация разработанного комплекса упражнений, направленных на развитие умений диалогической речи посредством сюжетно-ролевой игры, в 3 классе СОШ № 27 г. Петрозаводске.

Проведенная апробация доказала эффективность использования предлагаемых упражнений как средства для развития диалогической речи у учеников младшего школьного возраста.

Все учащиеся включались в образовательный процесс, повышалась мотивация. На уроке для обучающихся игра служила психологической защитой: дети не боялись ошибиться, потому что они как будто общались от чужого лица. (Удалось создать комфортным эмоционально-психологический климат и ситуацию успеха для каждого ученика). Сюжетно-ролевая игра – отличный способ переключить внимание детей, разрядить обстановку. В ходе игр происходило многократное повторение либо грамматической формы, либо лексики, что способствует заложению эталона в долговременную память и дальнейшее запоминание.

Результаты опроса показали, что учителя чаще всего использую редко, либо вообще не используют сюжетно-ролевые игры на уроках, так как считают, что это занимает слишком 112 много учебного времени и требует дополнительной подготовки. Только один студент в ходе педагогической практики часто использовал сюжетно ролевые игры на своих уроках. Он отметил, что применяя данный метод, у учеников повышался интерес к образовательному процессу, обучающиеся охотнее принимали участие в уроке. Игра помогала ему создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Результаты исследования, практические рекомендации могут найти применение в практике обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе. Однако целесообразно проводить дальнейшее исследование проблемы использования игровой методики как средства развития диалогической речи на начальной ступени обучения.

Список литературы
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М. : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Палагина Н.Н. - М.: 2005. - 288 с.
3. Бондарева Е. Учение без принуждения, или Игры на ранней ступени обучения английскому языку / Е. Бондарева // ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ. – 2016:[Электронный ресурс]. URL: http://iyazyki.prosv.ru/2016/07/teaching-without-coercion/. (Дата обращения: 11.04.2018).
4. Гладко М.П. Сюжетно-ролевые и деловые игры в начальной школе. Зачем нужно проводить такие игры? Примеры сюжетно-ролевых игр в начальных классах / М.П.Гладко – 2016:[Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/ns/6322_rolevye_i_delovye_igry_v_nachalnoy_shkole (Дата обращения: 10.04.2018).

В.А. Васюнова Институт иностранных языков

Развитие умений диалогической речи посредством сюжетно-ролевой игры в начальной школе. Часть 2

Опубликовано 28.08.2022 18:36 | Просмотров: 123 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0