24.12.2019 21:31

Социально-педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков старших школьников

Социально-педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков старших школьников

Чтобы не попасть в категорию дезадаптированных детей, к моменту поступления в школу, ребенок должен овладеть коммуникативными умениями и навыками, необходимыми ему для дальнейшего развития, обучения. В психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений дошкольников остаются мало разработанными, но именно дошкольный возраст признается сензитивным для развития общения. Практическая работа показывает, что в связи с реализацией других направлений общеобразовательных программ ДОУ, целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания. Новый Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования объявляет коммуникативную деятельность базовой для других видов деятельности ребенка, а развитие коммуникативной компетентности детей - одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения.

В работе по формированию коммуникативных умений дошкольников совсем не рассматривается роль социального педагога, видимо, в силу того, что этот специалист совсем недавно появился в учреждениях системы дошкольного образования. Между тем, социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку в решении возникающих проблем и их преодолении в общении, помощь в становлении маленького человека в обществе. Внедрение социально-педагогических технологий в деятельность социального педагога помогает наиболее полно и эффективно решать проблемы ребенка в ДОУ, в том числе и коммуникативные.

В связи с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы, а также практической необходимостью в определении содержания работы по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, нами было организовано исследование на базе МДОУ «Детский сад № 35», которое проводилось с сентября 2013 г. по март 2014 г. Решая задачу исследования, мы провели диагностику уровня сформированности коммуникативных навыков и социометрию в двух группах старших дошкольников, в результате чего выявили особенность - значимую корреляцию уровня сформированности коммуникативных умений с социометрическим статусом. Чем выше уровень развития коммуникативных навыков, тем выше социометрический статус ребенка в группе сверстников.

Учитывая особенности общения старших дошкольников и данные диагностики, мы разработали и апробировали социально-педагогическую технологию, направленную на формирование коммуникативных умений и навыков, основанную на:
- поэтапном (пошаговом) формировании у дошкольников коммуникативных умений;
- преобладании игровой формы, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте;
- разнообразии игровых мероприятий, используемых в технологии, что обеспечивает более широкий диапазон формируемых умений и навыков;
- групповой форме работы, т. к. коллективные формы деятельности предъявляют ребенку более высокие требования и играют особую роль в формировании его активной личности.

На контрольном этапе эксперимента мы отметили в экспериментальной группе повышение статуса большинства детей, увеличение количества взаимных выборов, положительные изменения мотивов выбора партнера для общения. Также нами было отмечено, что изменился уровень сформированности коммуникативных умений и навыков в лучшую сторону.

Данные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы, направленной на формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста средствами социальнопедагогической технологии.

Данная технология может использоваться педагогами дошкольных учреждений, т. к. обладает всеми свойствами социально-педагогических технологий: воспроизводимостью, тиражируемостью, эффективностью, наличием этапов, четким целеполаганием.

И. В. Кузнецова

Социально-педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков старших школьников

Опубликовано 24.12.2019 21:31 | Просмотров: 376 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0