18.10.2021 23:08

Социокультурные и педагогические аспекты различных форм организации массовых спортивных соревнований студентов. Ч.2

Социокультурные и педагогические аспекты различных форм организации массовых спортивных соревнований студентов. Ч.2

В Санкт-Петербурге создана система проведения соревнований Владимира Паротикова (ВП), которая зарегистрирована Российским авторским обществом за № 5623 от 30 мая 2002 г. Система ВП отличается от применяемых сейчас круговой и с выбыванием систем тем, что работает при двух естественных для состязания оценках: Выиграл (В) и Проиграл (П), т.е. без ничьих и без выбывания.

Предлагаемая В.А. Паротиковым новая система проведения соревнований имеет положительные стороны, к которым относятся:

■ возможность привлечения большого количества участников (как индивидуальных, так и команд);
■ простота судейства и определения победителей;
■ предоставляемая участникам возможность продолжать соревнование независимо от результата;
■ разнообразие программы соревнований, возможность ее модификации с учетом тех или иных условий;
■ возможность проведения соревнований независимо от погодных условий и при наличии простейшей материальной базы и т.д.

Однако она сохраняет ряд негативных моментов традиционной системы: порождает слишком сильное стремление к победе, причем уже у детей младшего школьного возраста, что может породить ориентацию на победу любой ценой; не создаются условия для равноправного соревнования лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) с теми, кто не имеет таких ограничений и т.п.

Также, чтобы говорить только о положительном эффекте системы соревнований (ВП) требуется научный анализ влияния соревнований, проводимых по указанной системе, на личность и взаимоотношения участников; пока, эта информация отсутствует.

Наиболее перспективным направлением, получившим в последние годы широкое распространение, являются Спартианские игры среди студенческой молодежи, основная идея и основной замысел которых: поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного спорта, повышения его духовно - нравственной и эстетической ценности, а также интеграции спорта с искусством.

На основании многолетнего (с 1991 г.) опыта организации и проведения Спартианских игр многими исследователями (В.И. Столяров, В.И. Вишневский, М.М. Орешкин, С.Ю. Баринов, С.А. Королева и др.) сделан вывод об их социокультурном и педагогическом значении для гуманистического воспитания, организации спортивного соперничества и досуга студенческой молодежи.

Однако при всем разнообразии форм и методов спортивной работы в вузах, в том числе спортивных соревнований, сравнительный анализ научных исследований и отчетных материалов кафедр физического воспитания г. Москвы позволяет констатировать, что за последнее десятилетие значительно снизилась физическая и функциональная подготовленность поступающей в вуз молодежи.

Многие студенты пассивны на учебно - тренировочных занятиях, не в состоянии выполнять упражнения, избегают физических нагрузок, не проявляют настойчивости в достижении результатов, необходимых для оптимального функционирования всех систем организма [1].

С учетом этой ситуации, мы постарались выделить основные направления совершенствования системы организации массовых спортивных соревнований студентов.

Первое направление - повышение гуманистической направленности массовых спортивных соревнований студентов.

Второе направление совершенствования - повышение ориентации участников соревнований на сотрудничество.

Третьим направлением совершенствования является организация массовых студенческих соревнований без предварительных отборов и каких- либо ограничений, что играет роль важнейшего вовлекающего механизма в физкультурно-спортивную активность.

Четвертым направлением является принцип формирования программы соревнований.

Пятым направлением совершенствования организации массовых спортивных соревнований студентов является принцип формирования команды и состава участников.

Шестым направлением совершенствования является система определения и поощрения победителей.

Подводя итог нужно сказать, что студенческий спорт - это прежде всего элемент системы высшего образования.

Поэтому в первую очередь он должен быть ориентирован на решение основных задач этой системы - воспитание образованной, здоровой, физически подготовленной, творчески одаренной, разносторонне развитой личности, способной к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии, имеющей активную гражданскую позицию и выдвигающей на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самим себе.

Литература

1. Бибе Л.М. Физическая культура и спорт в вузах г. Москвы /Бибе Л.М., Гилев Г.А.// Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт) - М., 2001. - С. 67 - 76
2. Исаев А.А. Спортивная полтика России. - М.: Совегский спорт. - 2002. 512 с.
3. Ищенко С.А.. Функции управления международным спортивным движением // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 6. - С. 41¬43.
4. Литвиненко С.Н. Спорт для всех: социально-педагогические технологии / С.Н. Литвиненко. - М: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2005. - 368 с.
5. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 033100 - физ. культура : рек. Умо по спец. пед. образования / ред. Железняк Ю.Д.. - М.: Academia, 2002. 378с.
6. Столяров В.И., Фирсин С.А. Спартианские игры в гуманистической системе воспитания и организации досуга студентов: Учебное пособие для педагогов и организаторов досуга студенческой молодежи. - Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2011. - 176с.
7. Столяров, В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации / В.И. Столяров. // М.: РГАФК, 1995. - С. 47-98.

Кирилина Л.Ю.

Социокультурные и педагогические аспекты различных форм организации массовых спортивных соревнований студентов. Ч.2

Опубликовано 18.10.2021 23:08 | Просмотров: 576 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0