22.08.2019 20:23

Специфика работы дирижёра-регента. Часть 1

Специфика работы дирижёра-регента. Часть 1

После Поместного собора Русской православной церкви 1988 г. в нашей стране начался период активного возрождения церковно-певческих традиций. В связи с открытием в России большого количества новых церковных приходов и воссозданием духовных школ. Во многих храмах особенно остро встала проблема нехватки кадров, в частности, церковных певчих и регентов. Следовательно, необходима специальная система обучения управлению церковным хором - регентованию. Мы раскроем вам специфику работы дирижёра-регента на основе изучения опыта регентования, описанного в трудах многих дирижёров-регентов и церковных деятелей, в частности работы Н. Ф. Колессы, И. А. Гарднера, А. В. Никольского, Н. М. Ковина, В. С. Кустовского и мн. др.

Регент и хоровой дирижёр. Черты сходства

Все требования к дирижеру, за исключением мимической передачи содержания произведения, сходны с необходимыми качествами регента. Перед ними стоят исполнительские задачи чистоты строя, кантиленного исполнения, хорошей дикции, а также владения рукой, максимального контакта с хором. В начале обучения и дирижированию, и регентованию практически совпадает также и «постановка» руки: масштабный жест, свобода аппарата, управление звуковедением. Нужны регенту и специфические дирижерские дисциплины, которые называет Н. Ф. Колесса в своей книге, - это «тактирование, чтение партитуры, методика работы с хором на планомерно проводимых репетициях, а кроме того, владение голосом, владение инструментом» [5; 4].

Различия. Необходимость переосмысления дирижерского искусства для служения Церкви

Многие считают, что дирижер может управлять и церковным, а не только светским хором. Но исполнение для творческого коллектива остается самоцелью. Цель же регента - служение Богу языком молитвы. При этом для служащих главное - совершать богослужение, а не «наслаждаться блеском и тонкостью исполнения». [2, с. 96]

Дирижер - яркая музыкально одаренная личность, артист, призванный тонко передавать музыкально-художественные образы произведений, имеющий право на талантливую личную трактовку. Дирижер управляет не только хором, но и эмоциональным настроем и вниманием слушателей. Для этого он пользуется особыми средствами выразительности: штрихами, нюансами, динамическими оттенками и темповыми контрастами. В церковной традиции принято считать, что «в богослужении и церковном пении важно не настроение, а устроение» [16, с. 191]. Регенту необходимо обладать определенными знаниями: знать устав, систему осмогласия, церковные песнопения, церковнославянский язык, на котором написано большинство богослужебных книг.
Церковное слово не лишено эмоциональности и соединяет в себе душевное и духовное, но последнее в нем абсолютно преобладает: оно не бесчувственно, но бесстрастно.

Искусство пения не должно заслонять самой службы. Работа над качеством исполнения происходит вне службы - на репетициях; во время богослужения внимание регента должно быть обращено на священнодействие.

Д. Кишкина
Продолжение следует

Специфика работы дирижёра-регента. Часть 1

Опубликовано 22.08.2019 20:23 | Просмотров: 498 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0