22.08.2019 20:22

Специфика работы дирижёра-регента. Часть 2

Специфика работы дирижёра-регента. Часть 2

Регентский показ богослужебных текстов

С течением времени формы руководства пением в храме менялись: в древности это был хирономический показ, который отражался в записи песнопений специальными знаками.

С началом влияния светского искусства на церковное пение (в XVIIв.) и с распространением в храмах композиторских произведений руководство головщика на клиросе заменилось дирижированием; жест стал главным средством упраления.

Регент, как во второй половине XVIII в. стал называться руководитель церковного хора [15, с. 51], обычно использует набор понятных певцам условных жестов, с помощью которых обозначает, моменты начала и окончания пения, ритмический контур напева, его мелодические и ритмические варианты, характер звука, голосоведение. В настоящее время регентский показ приобрел вполне определенные и разнообразные формы, выработал целый ряд собственных технических приемов. Этот язык понятен, емок и компактен по объему движений. [5, с. 202]

Опишем основные положения и технические приемы регентования. Традиционно головщик занимал положение в центре полукруга певчих, стоящих напротив книги лицом к алтарю. Такое положение регента внутри хора при гармоническом пении не позволяет слышать хор в целом. Лучше поэтому, чтобы регент стоял с краю полукруга певчих, вполоборота к алтарю.

Положение руки регента имеет несколько вариантов: она может быть либо обращена на поющих, либо указывать в текст песнопения. Кисть при этом имеет слегка округлую форму и не обращена вниз ладонью, а повернута немного набок, на ребро; большой палец оказывается почти наверху. Такое положение кисти наиболее близко к естественному, ненапряженному ее состоянию.[6, с. 10]

На начальном этапе освоения регентский показ предполагает некоторую схему, которая складывается из отдельных элементов - ауфтактов, точек, линий и так далее.

Иногда при показе употребляются остановки. Остановка руки может означать как остановку на звуке, так и пение на одной высоте - «погласица» (обозначается целой нотой, ограниченной с двух сторон вертикальными линиями). Горизонтальные движения руки используются в распевных фрагментах песнопений. В речитативных песнопениях распевны обычно начала и окончания строк.

Д. Кишкина
Продолжение следует

Специфика работы дирижёра-регента. Часть 2

Опубликовано 22.08.2019 20:22 | Просмотров: 417 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0