16.01.2020 17:35

Сравнительный анализ фотоколлекций на сайтах федеральных архивов

Сравнительный анализ фотоколлекций на сайтах федеральных архивов

Процессы информатизации все больше охватывают различные сферы жизнедеятельности человека. Сегодня в архивные учреждения России, помимо фотоматериалов на пленке, поступают также фотодокументы в электронном формате.

Одно из новых направлений в работе специалистов архивохранилищ, разрабатываемое с целью обеспечения свободного доступа к фотоинформации - это размещение фотоснимков в сети Интернет. Но без содержательной интерпретации фотоматериалы часто дают зрителю лишь малую часть скрытой в них информации. Для этого архивистами создается пояснительная текстовая часть фотодокумента - его аннотация или описание.

В России до сих пор не разработаны единые правила аннотирования фотодокументов, размещаемых в Интернете.

Различия способов аннотирования фотоснимков в сети были проанализированы на основе материалов ведущих федеральных архивов России:
- Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ);
- Российского государственного исторического архива (РГИА);
- Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ);
- Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД).
Работники данных архивов активно занимаются как публикацией временных фотовыставок, так и формированием фотокаталогов в сети Интернет, которые и послужили источниками настоящего исследования.

Разночтения в аннотациях к фотографиям на сайтах архивов заключаются, прежде всего, в наборе критериев, по которым производится описание фотоматериалов. В ходе исследования было проанализировано в общей сложности 19 критериев. Аннотации, помещенные к фотоснимкам на сайте ГАРФ, самые краткие и содержат лишь основные критерии (порядковый номер, обозначение изображенных лиц, места съемки). Описание фотодокументов на сайте РГИА отличается большей подробностью, и содержит дополнительные критерии, такие как архивный шифр и способ воспроизведения. Самые содержательные (с точки зрения количества критериев) аннотации предложены сайтами РГАЛИ и РГАКФД. Здесь в описании выделено место для названия снимка (тогда как на других сайтах, названием является сама аннотация). В Интернет- аннотациях РГАЛИ также помещены критерии для указания информации о материале фотографии, количестве листов, наличии копий; выделено отдельное поле для примечаний. В описаниях к фотоснимкам на сайте РГАКФД добавлен также критерий «источник поступления».

Для подробного сравнения был выбран критерий «персона(ы), изображенная(ые) на фотографии». В аннотациях к фотоснимкам на сайтах архивов данный критерий содержит основные подкритерии (имена, должности, титулы лиц) и уникальные подкритерии для каждого сайта. На сайте РГИА к таким относятся: указание на родственные связи, обобщенная характеристика к групповому фотоснимку, указание на порядок перечисления лиц. В аннотациях к фотоматериалам на сайтах РГАЛИ и РГАКФД явно подчеркивается то, что указанная информация относится к моменту съемки.

Методы аннотирования фотографий открытого доступа ГАРФ и РГИА сходны как по набору критериев, так и по подробности содержания полей описания. На их фоне явно выделяется подробное описание фотомате¬риалов, размещенных на сайтах РГАЛИ и РГАКФД. Аннотации на этих сайтах снабжены также активными ссылками для перехода к сгруппированным по какому-либо признаку данным, или для поиска необходимой информации по конкретным позициям описания.

Назрела необходимость создания стандартизированных форм описания фоторесурсов в сети Интернет, которые помимо полей, заполняемых специалистами, также содержали бы пользовательские поля, предназначенные для использования в том случае, если в «стандарте-максимуме» нет какого-либо критерия для дополнительных сведений к конкретному фотоматериалу. Безусловно, внесение таких дополнений должно быть ограниченным и проходить экспертизу. Имеющиеся в наличии стандарты описания фотографий на бумажных носителях, созданные в доинформационную эпоху, требуют пересмотра и дополнения.

Таким образом, в ближайшем будущем целью разработчиков фотокаталогов должно стать формирование «открытого» электронного фотоархива, в который, при соответствующей экспертизе, каждый имел бы возможность внести свою лепту.

Д. А. Семьина

Сравнительный анализ фотоколлекций на сайтах федеральных архивов

Опубликовано 16.01.2020 17:35 | Просмотров: 527 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0