07.10.2020 18:39

Стратегии интегрированного роста в IT-компаниях на современном этапе

Стратегии интегрированного роста в IT-компаниях на современном этапе

IT-бизнес предлагает для своих пользователей развлекательные услуги любого типа. Но данный рынок динамичен, и компании, желающие занять на нем сильные конкурентные позиции, должны быть в постоянном поиске инноваций.

Объект данного исследования - наиболее популярные на российском рынке по числу пользователей Интернет-компании: Facebook, Mail.ru Group и Google.

Стратегии интегрированного роста являются одной из групп эталонных стратегий развития бизнеса и предполагают расширение компании посредством добавления в структуру новых организационных единиц. [1;223].

Выделяют три вида стратегий интегрированного роста. Горизонтальная интеграция подразумевает приобретение компанией основного конкурента с целью увеличения доли рынка и получения финансовой синергии.

Вертикальная интеграция реализуется компаниями, которые стремятся расширить сферу своей деятельности как по направлению к поставщикам (обратная интеграция), так и по направлению к конечному пользователю или продукту (прямая интеграция) [2;251].
Mail.ru Group называет свою стратегию «communitainment». Данное название является акронимом от двух слов: «communications» - общение и «entertainment» - развлечение. Mail.ru Group представляет собой сложную систему взаимосвязанных между собой проектов, как собственных, так и приобретенных, которые образуют холдинг.

В настоящее время данная компания выделяет 5 приоритетных направлений своего бизнеса. Первое направление - почта и почтовый портал Mail.ru с ежемесячной аудиторией в 60 млн. пользователей. Следующее направление - социальные сети, которые представлены, прежде всего, коммуникационными сервисами «ВКонтакте» и «Одноклассники». Их ежемесячная аудитория составляет соответственно 55 млн. и 40 млн. пользователей.

Далее - многопользовательские онлайн-игры, называемые ММО. В своем портфеле Mail.ru Group собрала десятки приобретенных игр, являющихся бестселлерами в онлайн- индустрии. Завершают список сегмент Интернет-мессенджеров и поисковая система.

В рамках своей стратегии Mail.ru Group формирует единую интегрированную систему коммуникационных и развлекательных Интернет-порталов путем приобретения основных проектов конкурентов.

Mail.ru Group реализует стратегию горизонтальной интеграции, увеличивая свою долю рынка за счет приобретения основного конкурента «Одноклассников» сервиса «ВКонтакте», который уже в 2014 году становится одним из ключевых драйверов роста выручки компании.

В то же самое время, приобретенный проект «ВКонтакте» становится базой для размещения многопользовательских онлайн-игр. Тем самым компания демонстрирует пример реализации обратной вертикальной интеграции.

Приобретение «ВКонтакте» позволило Mail.ru Group в 2015 году стать лидером в сегменте социальных сетей (рис.1).

Данная компания в настоящее время находится в «сильном бизнесе», поскольку рынок, в котором она функционирует, постоянно растет и требует от компаний-лидеров усиления своих конкурентных преимуществ. Реализация стратегий интеграции - наиболее логичный путь развития.
ВКонтакте Одноклассники Facebook Мой Мир LiveJournal
Рис. 1 Аудитория наиболее популярных на российском рынке социальных сетей (на январь 2015 г., тыс. чел.)

Компания Facebook Inc. является владельцем одной из широко распространенных в мире социльных сетей.

В 2014 году данная корпорация стала третьей по величине IT-компанией в США (лидерами являются Google и Amazon) [3].

В настоящее время Facebook Inc. имеет интегрированную систему взаимосвязанных между собой коммуникационных сервисов таких как, например, социальная сеть Facebook, онлайн-мессенджер WhatsUpp и сервис фотоблогов Instagram.

Одним из ключевых факторов успеха компании Facebook можно назвать постоянное усиление ее конкурентных позиций на рынке интернет-технологий посредством агрессивной политики приобретения других компаний. Подтверждением может являться поглощение в 2013 году компанией Интернет-мессенджера WhatsUpp, которое обошлось в 19 млрд. долл. - самое крупное приобретение Facebook по размеру потраченных средств. Данная сделка была необходима, поскольку в 2013 году данный мессенджер стремительно развивался, и Facebook не мог допустить потери рынка. Аналогичной по своим целям является и сделка по приобретению сервиса Instagram. На данный момент ежемесячная аудитория данных проектов составляет соответственно 900 млн. и 400 млн. пользователей [3].

Facebook Inc. усиливает свои позиции по отношению к конкурентам посредством реализации стратегии горизонтальной интеграции.

Google Inc. является мировым лидером в области поисковых систем различного типа. В настоящее время данная корпорация имеет ряд проектов, каждый из которых в той или иной степени связан с поиском: операционная система Android, контекстная реклама AdWords, пользовательский контент Google Play и прочие.

Компания Google реализует комбинированную стратегию интегрированного роста, что позволяет ей оставаться лидером на рынке Интернет-продуктов и во многом диктовать свои условия.

Данные IT-компании на определенном этапе своего жизненного цикла выбирают в качестве направления развития стратегии интегрированного роста, основное преимущество которых заключается в том, что фирма может расти быстрее, чем за счет реализации других стратегий. Например, стратегии концентрированного роста направлены на модификации существующего продукта фирмы для того, чтобы увеличить объемы продаж, но данные компании и так являются лидерами на рынке. Стратегии диверсифицированного роста предполагают, что сегмент, в котором фирма функционирует, стал непривлекательным, но рынок Интернет-технологий - быстрорастущий и перспективный. Стратегии сокращения имеют своей целью сокращение бизнеса, что не относится к вышеуказанным компаниям.

Таким образом, на современном этапе стратегии интегрированного роста - характерный путь развития IT-компаний.

Список литературы
1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент / О. С. Виханский, А И. Наумов. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2010. - С. 223-225.
2. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент / пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцевой, М. И. Соколовой. - М.: ЮНИТИ, 2011. - С. 251-253.
3. New Zoo Data Explorer [Электронный ресурс]. - URL: https://newzoo.com/solutions/consumer-insights/, свободный (Дата обращения: 10.04.2016 г.).

Аннотация. В статье анализируются стратегии интегрированного роста в качестве стратегий развития IT-компаний, а также рассматриваются причины, по которым другие стратегии развития менее эффективны на определенном этапе жизненного цикла компаний.
Ключевые слова: эталонные стратегии, стратегии интегрированного роста, вертикальная интеграция, горизонтальная интеграция, стратегический менеджмент.

К. О. Васильева

Стратегии интегрированного роста в IT-компаниях на современном этапе

Опубликовано 07.10.2020 18:39 | Просмотров: 551 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0