07.01.2021 11:07

Студенческая корпорация в пореформенной России: новые практики. Часть 1

Студенческая корпорация в пореформенной России: новые практики. Часть 1

В условиях современного реформирования системы высшего образования учёные часто обращаются к опыту европейских университетов. Однако, не стоит сбрасывать со счетов исторический опыт высшей школы России. Студенческая корпорация со времён Средневековья является в России одним из символов университета и показателем уровня студенческой самоорганизации, поэтому изучение истории высшего образования России с этой стороны может помочь в решение тех задач и проблем, которые стоят перед государством.

Студенческую корпорацию пореформенной России изучали в своих работах Г. И. Щетинина, Р. Г. Эймонтова и А. Е. Иванов.

Основными группами источников исследования стали Общие уставы императорских российских университетов 1835 г., 1863 г., 1884 г., а также воспоминания бывших студентов Петербургского, Московского, Киевского и Одесского университетов.

Первые студенческие корпорации появились в начале XIX в. в Дерптском университете, который был достаточно тесно связан с германскими университетами. В Московском и Петербургском университетах студенческое корпоративное устройство появилось лишь во второй четверти XIX в. Но достаточного развития оно не получило, так как по уставу Николая I 1835 г. студенческие организации были запрещены. Общим уставом АлександраП, принятым в 1863 г., была возвращена автономия университетам. Несмотря на это, студенческое корпоративное устройство сумело сохраниться в российских университетах. Эпоха Великих реформ дала импульс развитию нового этапа студенческой корпорации.

Запрет студенческих организаций рассматривался правительством как своего рода попытка наказать учащихся за участие в студенческих беспорядках конца 50-х — начала 60¬х гг., а также как попытка искоренить любые поводы для студенческих волнений. Но уже первое пробуждение и оживление студенческой среды стало заметно осенью 1868-го года, когда стали возникать литературные кружки. Их появление связано с зачислением студентов, исключённых за беспорядки из Петербургского университета и Хирургической академии, в Московский университет.

К 70-м гг. XIX в. были заметны небольшие смягчающие обстоятельства в политике Министерства народного просвещения в решение студенческого вопроса. Например, в Петербургском университете с согласия инспектора разрешили студенческие объявления, а в Московском университетебыло разрешено «сообщать о своих нуждах начальству или профессорам, но в приличной форме», а также допустили сходки, не запрещённые инспекцией [5: с. 272]. Это способствовало возникновению среди университетской молодёжи разнообразных кружков.

После поступления в университет, первокурснику поступало от студента старших курсов предложение о вхождение в студенческую корпорацию. Если он дал своё согласие, то через несколько дней ему назначали встречу. Обычно встреча проходила на квартире одного из студентов, где было около 40 человек, каждый из которых «курил, говорил, смеялся» [1: с. 176]. На этой встречи ему объясняли значение корпорации, целью которой являлось объединение студентов. Она давала возможность общаться, развивать дух товарищества и братства, чтобы «студент за студента стоял до последнего и чтобы братство переходило во всю последующую жизнь» [1:с. 176]. Члены корпорации следили за тем, чтобы студенты не совершали поступки, недостойные честных людей. Если же студент совершил непозволительный поступок, то его предавалисуду чести, который имел право наложить на виновного временное исключение из студенческого общества.

Кружки студентов делились на кассовые, земляческие и факультетские кружки, на которых собирались общие сходки для обсуждения студенческих нужд. Натаких сходках обсуждались вопросы, касающиеся организации студенческой столовой и библиотеки, а также некоторые, не благовидные с моральной точки зрения, поступки товарищей-студентов, подвергшиеся суду чести своего студенчества [3: с. 564]. На частных сходках обсуждались вопросы, которые касалисьорганизации жизни кружка.

А. М. Романюк
Продолжение следует

Студенческая корпорация в пореформенной России: новые практики. Часть 1

Опубликовано 07.01.2021 11:07 | Просмотров: 720 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0