24.12.2019 17:15

Своеобразие худодественного пространства в творчестве Джона Стенбейка

Своеобразие худодественного пространства в творчестве Джона Стенбейка

В исследовательской работе анализируется понятие хронотопа и художественного пространства как его составляющей. Опираясь на предложенные литературоведами определения термина художественное пространство, мы попытались дать собственное определение. Художественное пространство - это отражение реального, изображаемого, описываемого в тексте пространства, которое обеспечивает литературному произведению внутреннюю целостность, структурированность и законченность, и характеризует отношение автора произведения к реальному миру.

В первой главе рассмотрены классификации художественного пространства, которые предлагают М. М. Бахтин и Ю. М. Лотман. По М. М. Бахтину художественное пространство бывает широким и узким, открытым и замкнутым, реальным и вымышленным. Ю. М. Лотман разделяет художественное пространство на географическое, пространство героев, пространство автора, пространство быта и пространство природы.

В ходе исследования мы опираемся на обе классификации, так как они в определенной мере дополняют друг друга, и каждый тип художественного пространства может быть представлен независимым частным случаем.

В своих произведения Джон Стейнбек использует устойчивые пространственные образы: дороги, полей, земли, фермы. Один из доминирующих образов в романе «Гроздья гнева» («The Grapes of Wrath») - образ дороги, который организует художественное пространство и нанизывает на себя остальные образы: земли, пустыни, границ, штата Калифорния, бытовое пространство и пространство героев произведения.

Дорога в романе «Гроздья гнева» является безграничным и направленным пространством, символизирующим движение и динамику развития событий. Пустыня является открытым пространством. Также пустыня представляет собой одну из границ между старой и новой жизнью героев. К границам также относятся следующие образы: одиноко стоящая ива, ручей, холмы, река. Бытовое пространство выстраивается с помощью детального описания предметов, окружающих героев романа в течение всего их путешествия. Художественное пространство героев произведения раскрывает их характеры, а также общий характер, сплоченность и целеустремленность семьи, которая символизирует в романе весь американский народ.

Эффект создания пространственных связей в романе достигается с помощью стилистических средств художественной выразительности. Чаще всего Джон Стейнбек использует такие средства как олицетворение, стилистическая инверсия, риторические вопросы, антитеза. Также в романе очень часто используются топонимы, глаголы движения и предлоги направления.

В повести «О мышах и людях» («Of Mice and Men») пространство героев изображается с помощью олицетворений, фразеологических единиц, параллелизма, полисиндетона, использования табуированной лексики. Последнее говорит о роде деятельности персонажей. Для описания бытового пространства чаще всего используется инверсия, синонимы, ряды простых предложений, также олицетворения. С помощью использования простых предложений автор рисует пространство природы в повести.

Стоит понимать, что границы между типами художественного пространства нечетки и размыты, то есть все типы тесно связаны между собой и переплетаются друг с другом, что образует эффект целостности и неразрывности повествования.

Художественное пространство в творчестве писателя - это отражение его мировоззрения, миропонимания. Исследование художественного пространства произведений дает понимание о представлениях и жизненных ценностях Джона Стейнбека, а также ведет к пониманию его художественного мира.

Т. А. Вострикова

Своеобразие худодественного пространства в творчестве Джона Стенбейка

Опубликовано 24.12.2019 17:15 | Просмотров: 546 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0