12.11.2019 00:56

Технология педагогических мастерских как условие развития самостоятельности младших школьников

Технология педагогических мастерских как условие развития самостоятельности младших школьников

Современный этап развития российского образования характеризуется значительными изменениями. Введен в действие новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разработку технологий образования, гарантирующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим особое место отводится реализации технологий обучения в начальном образовании.

В настоящее время понятие «технология» занимает определенное место в ряду других педагогических терминов. Исследователи, изучающие проблему технологий, чаще всего применяют такие понятия, как «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения». Образовательная технология - это упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей (Д. Г. Левитес).

Одной из образовательных технологий, отличающихся нестандартной формой организации учебно-воспитательного процесса, создающей творческую атмосферу, психологический комфорт, способствующий развитию личности ученика, является технология педагогических мастерских.

Педагогическая мастерская - это такая технология обучения, которая создает условия для восхождения каждого ученика к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Как и любая технология, педагогическая мастерская имеет несколько определенных этапов:
1. Индуктор.
2. Работа с материалом, включающая самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию и афиширование.
3. Разрыв.
4. Рефлексия.

На каждом этапе мастерской дети включаются в самостоятельную деятельность, работают самостоятельно. Результативность применения технологии педагогических мастерских как условия развития самостоятельности младших школьников может быть проверена при проведении педагогического эксперимента. Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 1 с углубленным изучением иностранного языка в г. Костомукша во 2 «А» классе (21 чел.).

Констатирующий эксперимент включал в себя методику «Исследование самооценки младших школьников», анкетирование учителей начальных классов и проверочную самостоятельную работу учащихся.

С целью выявления знаний учащихся по теме «Разделительный мягкий знак» и уровней их самостоятельности была проведена самостоятельная работа, состоящая из четырех заданий: два задания - репродуктивного характера, два - продуктивного.

Большинство учащихся выполнили задания репродуктивного характера. Немногие из учащихся справились с заданиями продуктивного характера. Можно сделать вывод, что репродуктивная деятельность учащихся сформирована. Дети воспроизводят информацию о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящие за пределы уровня памяти.

Анализ результатов выполнения заданий продуктивного характера показал, что у большинства школьников не сформирована продуктивная деятельность. Дети не могут самостоятельно применить приобретенные знания для решения задач, выходящие за пределы известного образца. Исходя из полученных данных, с целью развития самостоятельности младших школьников были разработаны и проведены педагогические мастерские на уроках русского языка.

А. А. Артюхова

Технология педагогических мастерских как условие развития самостоятельности младших школьников

Опубликовано 12.11.2019 00:56 | Просмотров: 461 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0