18.11.2019 23:08

Технология театральной деятельности в учебно-воспитательном процессе

Технология театральной деятельности в учебно-воспитательном процессе

Метод театрализации активно используется на всех уровнях образования человека: в дошкольной педагогике, в начальном и среднем образовании психологами, дефектологами, логопедами, учителями различных школьных дисциплин в воспитательных, адаптационных, коррекционных и других целях.

Для раскрытия потенциальных возможностей технологии театральной деятельности необходимо определить понятие «театрализованная деятельность». В специализированной литературе мы встречаем несколько вариантов синонимов данного понятия, такие как постановка, инсценировка, театрализация, учебный/дидактический театр, драматизация и др. На наш взгляд, для воспитательной работы с детьми подходит термин «драматизация» сущность которого заключается в творческой деятельности детей и взрослых, основанной на определенном сценарии. Участники процесса проживают жизнь персонажей художественного произведения, примеряя их эмоции, поведение, переживания на себя. Посредством драматизации дети познают варианты поведения в тех или иных ситуациях, получают информацию об окружающем мире, законах природы и общества, о красоте человеческих отношений, и полученные умения, впоследствии, могут активно использовать в процессе собственной жизнедеятельности.

Для выявления воспитательных возможностей творческой театральной деятельности мы провели ряд специальных занятий со школьниками Видлицкой средней общеобразовательной школы (с. Видлица, Олонецкого района, РК).

Особой задачей наших занятий стало изучение психологической атмосферы в коллективе по методике Фидлера. Результаты тестирования располагаются в рамках от 40 до 75 баллов, что указывает на наличие сложной, напряженной атмосферы в данном детском коллективе. Только показатели трех тестируемых находятся на среднем уровне - 39, 44, 45 баллов, что свидетельствует об атмосфере приближенной к равнодушному состоянию - ни вражды, ни дружбы. Соответственно, необходима специальная работа по улучшению атмосферы в коллективе.

Была разработана программа занятий с ориентацией на сплочение коллектива школьников. Программа включала упражнения по актерскому мастерству, игры, подготовку театрализованных представлений, подбор музыкального сопровождения и костюмов.

Повторное тестирование показало некоторое улучшение взаимоотношений в коллективе: показатели находятся в рамках от 19 до 42 баллов, что меньше на 21 и 33 балла, предыдущих результатов. Также произошло некоторое улучшение показателей самоуважения группы участников театральной постановки (по шкале самоуважения Розенберга).

В целом занятия драматизацией способствуют повышению творческой и культурной компетенции, формированию выдержки и навыков самоконтроля, развитию воображения, внимания, творческой самостоятельности, артистических способностей, эмоциональной устойчивости. Наше исследование показало, что у школьников воспитывается умение слушать партнера, стремление к взаимопониманию и взаимовыручке, формирование чувства дисциплины, ответственности за успех общего дела.

Г. В. Иванова

Технология театральной деятельности в учебно-воспитательном процессе

Опубликовано 18.11.2019 23:08 | Просмотров: 304 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0