07.07.2019 23:47

Тенгиз Александрович Махарадзе: современниу и наставник молодых (творческий портрет). Часть 2

Тенгиз Александрович Махарадзе: современниу и наставник молодых (творческий портрет). Часть 2

Во второй половине ХХ в. театр был преимущественно бытовым и публицистическим. Т. А. Махарадзе категорически не принимал «быт на сцене» и боролся с ним. Спектакли были как будто приподнятыми, имели поэтический и романтический характер. Зрители отмечали «какую- то их особую душевность, чистоту, доброту». Конечно, в репертуаре присутствовали и публицистические спектакли, но условность имела особое место в постановках. К примеру, в «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1980 г.) каждое действие решалось в своем собственном стиле, режиссер соединил барокко, рококо, классицизм и некрореализм. В последнем действии Чацкий приезжает в Москву как в склеп - символ мертвого общества. В то время это была очень необычная задумка режиссера. Согласно воспоминаниям, «зритель был в шоке и одновременно в восторге от постановки» [4].

В период руководства Т. А. Махарадзе ТЮЗ считался театром эксперимента, неразделимого с риском. Так, например, на постановку спектакля «Куриные головы» в 1990 г. мог решиться не каждый режиссер. Щепетильная тема и сюжет с вкраплениями нецензурной лексики поразили зрителей. Учителя школ устраивали диспуты после просмотра.

Благодаря врожденному чувству времени Т. А. Махарадзе огромное внимание уделял «адресу спектакля». Порой для определения его, а также тематики и проблематики спектакля уходило пять - шесть репетиций. И все ради того, чтобы материал нашел своего зрителя, имел отклик.

Следует отметить, что Т. А. Махарадзе «ставил театр на первое место в жизни». Он заботился о труппе и о каждом ее члене в отдельности. Порой его действия могли показаться «жестокими», но они были «заботливо направлены» на оптимизацию творческого процесса театра и поддержку лично актера. Благодаря «строгому порядку» актеры всегда были в творческом активном поиске, в работе и отношениях сохранялись традиции, сплачивался коллектив, что, в свою очередь, делало возможными продуктивный творческий процесс и отличный результат, повышалась ответственность каждого члена труппы. Приведём примеры этой «строгости»: во-первых, в спектакле всегда был только один состав, во-вторых репетиции проходили очень эмоционально, «режиссер в порыве страсти мог бросить чем-либо в актера», в-третьих, актер «не имел права не явиться на спектакль, даже в случае болезни». Необходимо подчеркнуть большое внимание Т. А. Махарадзе к творческому развитию актера. А именно, когда у актера появлялось амплуа, режиссер тут же «бросал» его в абсолютно противоположный образ и материал. Таким образом распределение ролей учитывало творческое развитие каждого актера [4].

Т. А. Махарадзе был не только одаренным режиссером, но обладал и педагогическим талантом. С 1992 г. он преподавал в Челябинском государственном институте культуры на кафедре режиссуры и актерского мастерства, осуществлял научную деятельность, получил звание доцента. Т. А. Махарадзе создал свою художественную систему и воспитал «своих» актеров, взращивая в них владение методом действенного анализа, полученного от М. О. Кнебель [2]. Ольга Маянова рассуждает: «Мне кажется, его система ближе всего к мейерхольдовской. Главный метод работы этюдный. За столом почти не сидели, немного почитали - и пошли ногами. Махарадзе говорил, что на ногах вранье сразу видно. Очень много работали самостоятельно, придумывали, экспериментировали» [1].

Студенты безмерно любили Тенгиза Александровича, «как своего отца». Янина Вадимовна Кривоспицкая так говорит о нем: «Он был и наставником, и учителем, и мастером, и режиссером. Между собой мы звали его ласково: папа Теня, он это знал и позволял так называть себя». Т. А. Махарадзе относился ко всему с огромной любовью и ответственностью, особенно если это касалось обучения студентов. Он часто разговаривал с ними, приглашал к себе домой, давал лучшие книги из своей библиотеки и старался сделать из них не просто актеров, но - людей [4]. Тамаз Гачечиладзе, вспоминая мастера, откровенно рассказывает: «Он всегда говорил: "Я вам даю зерна, а они прорастут потом". Он верил нам и в нас, но и спрашивал за свою веру. Тенгиз Александрович добивался того качества, уровня, которое ему было нужно. Он считал нас своими картинами и по-отцовски любил. Тенгиз Александрович дал нам понимание глубины и важности такого жизнеполагающего термина, как «Сверхзадача». Не нужно начинать никакую деятельность, пока не найдена верная сверхзадача этой деятельности» [4]. В работе со студентами Т. А. Махарадзе проявлял особую бережность. Он серьезно подходил к выбору материала для спектакля. В случае, если студенты психологически не были подготовлены к материалу, то он прекращал работу и искал новую пьесу. Он уважал личный процесс каждого студента и старался помочь. Я. В. Кривоспицкая рассказывает: «...он называл нас детьми миллениума, считал особенными, вселил веру в творчество, профессию и большое, яркое будущее. Самым важным в процессе обучения Тенгиз Александрович считал мировоззрение. Он хотел, чтобы мы смотрели на мир и профессию артиста глубоко, мудро, талантливо» [4].

В 2002 г. Т. А. Махарадзе переехал из Челябинска в г. Верхний Уфалей, где возглавил театр «Вымысел». Благодаря Тенгизу Александровичу верхнеуфалейский «Вымысел» вышел на новый уровень, а большинство артистов получило профессиональное образование. И хотя работе в Верхнем Уфалее мастер посвятил всего шесть лет, в этом городе его считают «своим» режиссером. И в 2011 г. на берегу реки Уфалейка актеры посадили сиреневый сад в честь Тенгиза Махарадзе [3].

Литература
1. Олиферчук, В. Юбилей в домашних тапочках [Электронный ресурс] [публ. 16.03.2011] / В. Оли- ферчук // Вечерний Челябинск онлайн: Сайт сетевого издания]. - URL: https://vecherka.su/articles/society/31553/. - Проверено: 18.03.19.
2. Олиферчук, В. Вечер памяти Тенгиза Махарадзе [Электронный ресурс] [публ. 25.12.2009] / В. Олиферчук // Вечерний Челябинск онлайн: Сайт сетевого издания]. - URL: https://vecherka.su/articles/society/37999/. - Проверено: 18.03.19.
3. Шляпникова С. Тенгиз Махарадзе: Все должно происходить естественно и само собой [Электронный ресурс] [интервью]. В 2 ч. / С. Шляпникова, Д. Латухин // Театральная сцена. Челябинский глобус: Сайт электронного журнала о культурной жизни города, 1998-2008]. - URL: http://www.chelglobus.ru/theatres/vymysel/roof1.html. - Проверено: 18.03.19.
4. Интервью учеников и коллег Т. А. Махарадзе: рукопись. Личный архив авторов.

Михайлова А. А., Дудченко Н. А.

Тенгиз Александрович Махарадзе: современниу и наставник молодых (творческий портрет). Часть 2

Опубликовано 07.07.2019 23:47 | Просмотров: 517 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0