13.02.2020 16:21

Великая Северная война в украинских и российских школьных учебниках истории

Великая Северная война в украинских и российских школьных учебниках истории

Школьный учебник - неотъемлемый элемент производства национальной идентичности, он - важная составляющая в процессе производства образов прошлого и «Другого».

Главными задачами школьного учебника по истории являются воспитание патриотизма, прививание законопослушности, лояльности, уважения к истории и традициям Родины, воспитание гуманистических и демократических ценностей.

Один из ключевых и наиболее противоречивых моментов истории Украины и России - Великая Северная война. В самом общем виде в украинских учебниках Северная война представлена как катализатор национально-освободительного движения и новый этап борьбы за независимость. В российских учебниках, напротив, описание событий войны отражает общую тенденцию к унификации Российского государства, становлению абсолютизма и европеизации. Материал по истории Северной Войны излагается в учебниках 7 класса (в курсе Истории России) и 8 класса (в курсе Истории Украины).

В исследовании были использованы два наиболее распространенных украинских учебника, а именно: Швыдько А. К. (Швидько Г.К. lсторiя УкраТни, ХVI - ХVШ ст. 8 клас: Пщручник для загальноосвшх навчальних закладiв. 2008), и Власова В. С. (Власов B. C. lсторiя УкраТни: 8 клас: Пiдручник для загальноосвiтнiх навчальних закладiв. 2008). В качестве примера российских школьных изданий по истории были выбраны учебники Сахарова А. Н. (Сахаров А. Н. История России, XVII-XVIII вв. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. 6-е изд. 2010.), а также И. Л. Андреева И. Л. и Данилевского И. Н. (Андреев И. Л., Данилевский И. Н. История России с конца XVI по XVIII в. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., испр. и доп. 2013).

Министерством образования Украины была разработана схема интерпретации событий Северной войны и роли в этих событиях И. Мазепы. По словам старшего консультанта отдела социокультурных и этнонацио- нальных исследований Национального института стратегических исследований Украины Чуприя Л., учитель должен изложить материал так, чтобы создать у молодежи позитивный образ гетмана Украины Ивана Мазепы как выдающегося деятеля Украины, самоотверженного борца за ее независимость (http://old.niss.gov.ua/ monitor/May08/15.htm).

В учебниках, написанных Швидько А. К. и Власовым В. С., разъяснению предпосылок заключения шведско-украинского договора отведен соответствующий раздел (тяжелые условия службы казаков, давление, отказываемое на Мазепу со стороны казацких старшин (Швидько А. К. lсторiя УкраТни. С. 234), разрушение автономного статуса Гетманщины и Сечи в отношениях с Россией). Центральным моментом отображения событий Северной войны в украинском учебнике является жестокость, которой сопровождались военные действия.

В учебниках А. Н. Сахарова, И. Л. Андреева и И. Н. Данилевского, напротив, не акцентируется внимание на причинах, повлекших за собой переход Мазепы на сторону Шведской короны, а лишь подчеркивается, что большая часть украинского народа враждебно встретила шведов и начала партизанскую войну.

Полтавская битва, представленная как переломный момент Великой Северной войны для России, практически отсутствует в учебниках истории Украины. Точно так же в российских учебниках слабо освещена дальнейшая судьба И. Мазепы и связанные с этим последствия для украинских земель. Отсутствует информация о политической эмиграции и конституции Филиппа Орлика.

В представленных украинских учебниках вовлеченность читателя достигается при помощи употребления анахронических определений, таких как «украинская государственность», «Казацкая Украина», «политическая акция», «Украина» (как название государства).

В российских учебниках подобный эффект достигается посредством вольного пересказа источников, патетики и детализации событий (А. Н. Сахаров, История России. С. 138). Используются такие эмоционально окрашенные словосочетания, как: «рухнувшая надежда», «большой удар», «непреодолимый напор».

В украинской школьной истории большое внимание уделяется первоисточникам, в то время как в российском учебнике ссылки на источники немногочисленны и зачастую анонимны.

Великая Северная война - фундамент национального самосознания для украинской и российской нации, а также предмет обоюдных спекуляций. Этот факт крайне злободневен сегодня, когда некоторые российские и украинские политики высказывают радикальные оценки событий Великой Северной войны для истории Украины и России.

В 2012 г. было завершено написание совместного украинско-русского учебника по истории, где, по словам Министра образования и науки Украины Д. Табачника, «наиболее тщательный и недоброжелательный критик... не сможет найти в ни одной страницы текста, которая бы не выращивала украинца патриотом Украины, а руского - патриотом России» (http://www.odnako.org/blogs/ukraina-i-rossiya-zavershili-sozdanie-sovmestnogo- uchebnika-po-istorii/). Тем не менее на сегодняшний день преподавание в школах по-прежнему ведется по «старым» учебникам, где проблему расхождения точек зрения предпочитают решать замалчиванием «сложных тем» для истории Украины и России.

Е. С. Бабенко

Великая Северная война в украинских и российских школьных учебниках истории

Опубликовано 13.02.2020 16:21 | Просмотров: 60 | Блог » RSS


Рекомендуем:
Всего комментариев: 0