01.11.2019 23:13

Визуальный образ советской женщины в периодической печати Карелии 1920-1930-х гг.

Визуальный образ советской женщины в периодической печати Карелии 1920-1930-х гг.

Теме эмансипации женщин уделялось большое внимание в период становления молодого советского государства, в 1920-1930-е гг. Это время формирования, выстраивания образа идеальной советской женщины. Ведущая роль в конструировании и репрезентации образа «новой» женщины принадлежала искусству и СМИ. В современном мире многократно усилилась власть визульного, что делает особенно актуальным изучение проблемы визуальных женских образов в СМИ.

Целью нашего исследования является изучение и типология визуального «образа женщины», который конструировался в периодических изданиях общественно-политического характера Карелии 1920-1930-х гг. Важно проследить динамику репрезентации женских образов, процесс складывания определенного канона в этом плане. Одной из задач является также выявление региональной и национальной (этнокультурной) специфики визуальных образов, призванных служить идеологически выверенным ориентиром для женского и мужского населения Советской Карелии.

Основным источником исследования являются газеты на русском и финском языках. Это республиканские газеты «Красная Карелия», «Punainen Karjala», «Комсомолец Карелии», а также районные: «Красная Пряжа», «Кондопожский ударник», «Беломорская трибуна», «Красный Пудож». При этом анализ визуальных изображений осуществляется с учетом газетного контекста: структуры газетной страницы, содержания статей, сопровождающих фотоснимок, подписи к изображениям и т. д. Безусловно, важным представляется также учет меняющейся советской идеологии, партийных подходов к решению «женского вопроса».

В ходе анализа источников удалось выявить, что на протяжении 1920-1930-х гг. менялся канон репрезентации образа женщины в СМИ: это касалось не только содержания изображений, но и художественной стилистики, характера применения ретуши, доминирования на страницах газет тех или иных фотографических жанров. В результате рассматриваемый период можно условно разделить на два этапа: 1) вторая половина 1920 г. (когда газеты постепенно насыщаются фотоматериалами) - середина 1930-х гг. и 2) середина 1930-х гг. - вплоть до начала Второй мировой войны. Эти этапы связаны не только с происходившим в стране изменениями общественного и политического характера, но и с развитием фототехники.

На страницах газет появляются визуальные материалы, отражающие различные актуальные для своего времени проблемы, в том числе: вовлечение женщины в общественный труд, в политическую и общественную жизнь страны, в оборонное движение, ликвидация женской безграмотности, роль женщины в советской семье. При этом характерно, что национальные черты, визуально проявляющиеся, прежде всего в одежде, находят место на театральной и концертной сценах, но не в обыденной жизни.

Фотографии второй половины 1930-х гг. призваны отражать рост благосостояния советских людей. Метафорически тема преподносится через образы плодородия, связанные с фигурой женщины. Но если для южных районов СССР символической в это время становится фотография женщины с гроздьями винограда или корзиной яблок, то для севера, в том числе Карелии - характерными атрибутами фотоснимков являются корзины картофеля, горы капусты, реже - грозди тепличных помидоров.

В результате проведенного исследования получены первые результаты, позволяющие утверждать, что визуальный образ женщины в СМИ Карелии 1920-1930 гг. претерпевал изменения, которые были не только отражением реальной жизни, но и проекцией идеологических перемен, а также следствием совершенствования фотографической техники и изменений в стилистических предпочтениях. В «визуальном ряду» на страницах СМИ прочитывается идея эмансипации женщины, доминирует визуальный образ труженицы и активистки.

Е. В. Евстратикова

Визуальный образ советской женщины в периодической печати Карелии 1920-1930-х гг.

Опубликовано 01.11.2019 23:13 | Просмотров: 375 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0