26.06.2020 08:20

Восстановление корпоративного контроля как специфический способ защиты гражданских прав и его правовая природа

Восстановление корпоративного контроля как специфический способ защиты гражданских прав и его правовая природа

Рассматривается восстановление корпоративного контроля как способ защиты прав участников хозяйственных обществ, изучена его специфика и условия, при которых возможно применение данного способа защиты. Кроме того, затронуты вопросы, касающиеся правовой природы данного способа защиты.
Ключевые слова: корпоративный контроль, восстановление корпоративного контроля, уставный капитал, способ защиты.

Права участников обществ (корпоративные права, права акционеров) весьма многообразны. Считаем возможным особо выделить среди них право на дивиденд и право на управление. Мы особо выделяем данные два права участника корпораций, так как, по сути, ради права на дивиденды (возможности получить прибыль) лицо и вступает в общество, а право на управление гарантирует участнику возможность воздействовать на «поведение» организации, реализовывать и отстаивать свои интересы. Исходя из положений закона, можно сделать вывод, что наличие корпоративных прав участника корпорации связано с фактом участия лица в обществе (наличия у него доли в уставном капитале). По общему правилу эти права возникают у участника с момента внесения соответствующий записи о нём в реестр акционеров (для АО) или в ЕГРЮЛ (для ООО). В литературе анализируются ситуации из судебной практики, когда арбитражные суды связывали момент возникновения корпоративных прав не с момента внесения записи в реестр, а с момента вступления в силу постановления суда о присуждении доли участнику [1].

В абз. 5 ст. 2 Федерального Закона «О рынке ценных бумаг» сказано, что акция закрепляет права ее владельца. Соответственно при выбытии из владения лица доли в уставном капитале (акций), прекращаются все его права, лицо лишается корпоративного контроля, наличие которого определяется принадлежностью ему соответственно акций или долей в уставном капитале.

Прежде чем начать рассуждения о таком способе защиты гражданских прав как восстановление корпоративного контроля необходимо понять, что же мы под таковым понимаем. Д. И. Степанов справедливо отмечает, что корпоративный контроль является одной из самых главных категорий корпоративного права. Как указывает автор, в чём мы с ним согласны, долгое время вопрос об определении данного понятия имел сугубо теоретическое значение, однако он перешёл в практическое русло с того момента (2008 год) как ВАС начал формировать практику о применении нового способа защиты гражданских прав [4].

Под корпоративным контролем предлагается понимать контроль акционеров (участников корпорации), проявляющийся в экономической власти над корпорацией, т. е. в возможности навязывать свою волю как самой корпорации, главным образом в лице ее органов, так и прочим акционерам (участникам) конкретной корпорации, не обладающим необходимым влиянием, например, в силу незначительности принадлежащего им пакета акций или доли в уставном капитале [4].

Исходя из такого определения можно сделать вывод, что содержанием корпоративного контроля является право на управление, «помноженное» на величину доли участника (чем доля больше, тем больше и возможность влиять на решения общества без учёта интересов других участников). Однако представляется возможным согласится с позицией С. В. Сарбаша, справедливо отметившего, что корпоративный контроль дополняется клиентелой общества и бизнес-возможностями [3]. Если попытаться «оценить» корпоративный контроль в финансовом эквиваленте, то стоимость его будет равняться не только суммарной стоимости акций владеющего лица, но и сумме той выгоды, которое лицо потенциально могло получить в нормальных условиях.

С особой остротой проблема невозможности защиты корпоративных прав «традиционными» способами отмечается в случаях утраты доли участия в юридическом лице (акций, доли в уставном капитале), ибо тогда лицо лишается всех своих субъективных корпоративных прав, в том числе и корпоративного контроля. Стоит отметить, что если защита отдельных прав участников возможна «традиционными» способами, например, при нарушении права лица на управление (не извещение акционера о проведении общего собрания, из-за чего он не принял в нём участия) оно может быть устранено посредством подачи иска о признании решения собрания недействительным, то восстановление корпоративного контроля (возврат лицу доли участия) традиционными способами представляется не вполне возможным. Как отмечается в литературе, судами для возврата утраченного пакета акций (доли, корпоративного актива) часто применяется такой способ защиты как реституция, однако применение его возможно, только если доля участия выбыла из владения лица по недействительной сделке, к тому же спорным остаётся вопрос о возврате акций, если они перестали существовать в прежнем виде [2]. Неразрешённым остаётся вопрос о применимости виндикации в подобных ситуациях. В литературе отмечается, что применение в отношении бездокументарных ценных бумаг виндикационного иска объяснялось и оправдывалось не вещной природой этих объектов гражданского оборота, а скорее, формальным положением п. 1 ст. 149 ГК РФ, и неотложными потребностями гражданского оборота [2].

Становится очевидным, что восстановление корпоративного контроля как способ защиты был выработан Высшим Арбитражным Судом РФ в связи с неэффективностью применения к корпоративным правам существующих способов защиты.

При создании нового способа защиты нарушенных прав ВАС РФ опирался на положения ст. 12 ГК РФ, а именно, на указание в ней на такой способ защиты нарушенных прав как восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

С. В. Сарбаш отмечает, что этот способ защиты корпоративных прав как бы вбирает в себя все другие способы защиты, широко применяемые на практике: виндикацию и признание права собственности, признание сделки недействительной и реституцию, защиту нарушенного преимущественного права покупки, признание недействительными различных корпоративных актов [3].

Анализ содержания постановлений Президиума ВАС РФ (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июня 2008 г. № 1176/08; Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июня 2008 г. № 5539/08) позволяет выделить такие условия применения данного способа защиты, как недобросовестность ответчика, невозможность применить иные способы защиты гражданских прав.

Восстановление корпоративного контроля возможно применять независимо от того, каким именно способом участник юридического лица был лишен указанного контроля.

На основании всего вышесказанного полагаем, что восстановление корпоративного контроля как способ защиты гражданских прав нельзя характеризовать ни как вещный, ни как обязательственный, он должен быть отнесён к блоку специфических корпоративных институтов.

Безусловным прогрессом является закрепление на законодательном уровне данного способа защиты в п. 3 ст. 65.2 ГК РФ, что можно рассматривать как безусловное достижение отечественного законодателя. Данная норма не просто обозначила восстановление корпоративного контроля на законодательном уровне, но и внесла некоторые дополнения [5]. Так было уточнено, что данный способ защиты применяется только в отношении участников коммерческих корпораций с учетом интересов добросовестных приобретателей корпоративных прав, первоначально неправомерно отчужденных другими участниками или третьими лицами. В зависимости от конкретной ситуации такие приобретатели могут претендовать на справедливую компенсацию утраченной ими доли участия в корпорации, размер которой определяется судом и, следовательно, не подлежит доказыванию истцом. В норму включено также немаловажное положение о том, что в удовлетворении требования истца может быть отказано, если это приведет к несправедливому лишению иных лиц их прав участия или повлечет крайне негативные социальные и другие публично значимые последствия [5].

Законодательного закрепление восстановления корпоративного контроля как специфического способа защиты позволяет говорить, что он занял самостоятельное место в системе способов защиты гражданских прав, установленных в ГК РФ

Подводя итог всему сказанному, считаем возможным определить восстановление корпоративного контроля как специальный способ защиты нарушенных гражданских прав, в результате применения которого лицо восстанавливает (за исключением случаев, предусмотренных в законе) свой корпоративный контроль, который был им утрачен в результате недобросовестных действий третьих лиц.

Список использованной литературы
1. Дуксин П. А. Спорные вопросы возникновения и фиксации прав акционеров // Законодательство и экономика. 2011. № 12.
2. Маковская А. А. Восстановление корпоративного контроля в системе способов защиты корпоративных прав // Вестник Высшего Арбитражного Суда. 2009. № 1.
3. Сарбаш С. В. Восстановление корпоративного контроля // Вестник гражданского права. 2008. № 4.
4. Степанов Д. И. Феномен корпоративного контроля // Вестник гражданского права. 2009. № 3.
Суханов Е. А. Комментарий к ст. 65.1-65.3 ГК РФ // Вестник гражданского права. 2014. № 3.

Е. А. Белин

Восстановление корпоративного контроля как специфический способ защиты гражданских прав и его правовая природа

Опубликовано 26.06.2020 08:20 | Просмотров: 2260 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0