20.09.2019 17:26

Ввод имплицитной информации как средство речевого воздействия в дискурсе современной политической оппозиции России

Ввод имплицитной информации как средство речевого воздействия в дискурсе современной политической оппозиции России

Ввод имплицитной информации - признанный эффективный способ речевого воздействия, активно применяющийся в политическом дискурсе. К скрытым - имплицитным - утверждениям относятся те, которые выявляются через дополнительную интерпретацию значения выражений, входящих в высказывание, а также контекста. Невербализованная информация называется имплицитной - в отличие от эксплицитной, вербализованной [Иссерс, 61]. Существуют различные способы ввода имплицитной информации. Выбор того или иного метода, на наш взгляд, часто зависит от жанра. В случаях, когда перед нами дискуссия политических лидеров, преобладает такой способ ввода имплицитной информации, как вопросительные конструкции с имплицитной семантикой.

Понимаю, что вы эти выборы не выиграете. Зачем вы идите на них? [Станислав Кучер, «Поединок», Россия-1, 23.01.2012]

Отвечающему на вопрос ничего не остается, как уходить от прямого ответа, а это видно зрителям, на которых и направлено воздействие. Им также видно, что участие в выборах, на которых кандидат обречен на поражение, и, правда, бессмысленно.

Дебаты и дискуссии предполагают общение, диалог оппонентов. Однако прямые вопросы, как правило, помогают раскрыть свои лучшие качества сопернику. В условиях жесткой борьбы за власть политики стремятся вопросы использовать в своих интересах: используют вопросительные предложения, ориентированные не на получение ответа, а на передачу информации.

Вы на кого рассчитываете вот с этой абсолютно устаревшей и замшелой программой и не надоело ли Вам этим заниматься? [Ирина Ясина, «Поединок», Россия-1, 23.01.2012]

Автор вопроса в первой части формально интересуется, кто представляет группу поддержки кандидата. Но в вопросе ею так ярко передается информация о низком качестве предвыборной программы и, более того, содержится обвинение в том, что кандидату должно было надоесть заниматься попытками участия в предвыборных гонках, что, конечно же, лишает права дать ответ, возвышающий в глазах зрителя. Даже ответ: «Нет, не надоело» всё равно будет выглядеть в глазах зрителей как некий самодовольный жест и отрицательно скажется на имидже отвечающего.

Вопросительные конструкции иного типа могут использоваться и в информационных текстах. Это собственно риторические вопросы. В таких случаях вопрос очень эффективен как имплицитное средство воздействия, так как он представляет иллюзию диалога с адресатом, но, по сути, навязывает определенное видение ситуации, ее оценку.

Верхушка РФ не перестает убеждать граждан России, встревоженных планами создания базы НАТО в Ульяновске, что там будет лишь некий «перевалочный пункт» или «аэродром подскока», и что это принесет немалую коммерческую выгоду. Выгоду кому?[www.infox.ru]

Начало предложения, предшествующего вопросу, верхушка РФ автоматически означает ответ на следующий риторический вопрос.

Наряду с присущими отдельным жанрам приёмами, существуют и универсальные способы ввода имплицитной информации. Речь идет о коннотативной и ассоциативной семантике слов. Ораторы прибегают к грамматическим и фонетическим изменениям, добиваясь нужного эффекта.

В сочетании с общим весенним обострением, происходит по старой традиции очередное «мутко» вокруг биатлона. [http://www.facebook.com/prokhorovmd]

В данном контексте фамилия министра образования Мутко, написанная автором с маленькой буквы и данная в кавычках, ассоциируется с просторечным «мутить», «мутный», «мутки». Эта аналогия, в совокупности со стилистической окраской, кончено же, воздействует на имидж и авторитет чиновника.

Приведенные средства действительно широко распространены в политическом дискурсе. Это объясняется тем, что имплицитные средства речевого воздействия считаются наиболее эффективными. Можно назвать несколько причин этого. Во-первых, имплицитная информация не осознается адресатом непосредственно в процессе восприятия и, вследствие этого, не подвергается критической оценке. А, во-вторых, процесс извлечения скрытой информации происходит в сознании говорящего, и поэтому воздействие не воспринимается как влияние извне [Иссерс, 64]. Этим они и представляют особый интерес для изучения феномена речевого воздействия.

Литература
1. Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта : Наука, 2009. 224с.

Кравчук Татьяна Юрьевна

Ввод имплицитной информации как средство речевого воздействия в дискурсе современной политической оппозиции России

Опубликовано 20.09.2019 17:26 | Просмотров: 443 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0