19.12.2020 15:22

Жанр инструкции как средство развития речи младшего школьника. Часть 1

Жанр инструкции как средство развития речи младшего школьника. Часть 1

Проблема, которая в последнее время интересует специалистов в области методики развития речи в начальных классах, это место жанра инструкции в реальной жизни, в речи младшего школьника и на уроках русского языка.

Инструкции разного рода часто встречаются в жизни, можно сказать, что инструкция – это массово ориентированный жанр. Инструкции последнего десятилетия отличаются большим разнообразием и всё большее место занимают в жизни человека. Ребенок имеет дело с инструкциями к играм, в том числе к компьютерным играм, знает некоторые простые кулинарные рецепты, следует правилам дорожного движения, в основе которых тоже лежат инструкции. А сочинение в жанре инструкции - редкий гость на уроке развития речи. Жанр инструкции не представлен в программах по русскому языку для начальной школы.

Именно эти обстоятельства обусловили выбор данной проблемы. Она заключается в том разрыве, который наблюдается между требованиями реальной действительности и школьным обучением русскому языку. Дети имеют дело в жизни с инструкциями, а сами составлять их не умеют. Отсутствие жанра инструкции в программах и учебниках для начальной школы порождает проблему сугубо методическую: неразработанность методики данного жанра. А вместе с тем проблемы речевого развития младшего школьника в современной системе начального образования находятся в состоянии поиска новых подходов как в области методики, так и в области содержания обучения. Во ФГОСе НОО написано, что «в результате изучения курса русского языка, обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения, ( ...) русский язык станет для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей». Работа по развитию речи становится эффективной только в том случае, если ребенок вовлекается в активную творческую речевую работу, а именно создает собственные речевые произведения.

Кроме того, современный урок развития речи предполагает создание условий для формирования метапредметных умений. «Метапредетность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде. Метапредметные умения - это обобщенные способы действий, которые позволяют учащимся самостоятельно организовывать образовательный процесс».

Эти два положения - активизация речевой творческой активности ребенка и создание условий для формирования метапредметных умений - обусловили актуальность выбранной нами темы исследования: « Жанр инструкции как средство развития речи младшего школьника».

Для того чтобы установить степень ознакомленности учителей и учащихся с жанром инструкции была проведена исследовательская работа. Для исследования был выбран 2Б класс школы №10 имени А.С. Пушкина. В опросе принимали участие 9 учителей и 14 учащихся.
Анкета для учителей:
1. Считаете ли Вы возможным знакомить учащихся с использованием инструкции?
2. На каких уроках можно знакомить учащихся с жанром инструкции?
3. Знакомите ли Вы учащихся с особенностями речевого жанра инструкция?

На первый вопрос все опрошенные учителя ответили положительно.
На второй вопрос учителя ответили, что учащиеся знакомятся с жанром инструкции чаще всего на уроке технологии, на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, реже на уроках русского языка, литературного чтения и математики. Результаты представлены на рис. 1. Рис.1. Результаты опроса учителей по выявлению места жанра инструкции в учебном процессе.

На уроках учителя очень мало знакомят учащихся с особенностями жанра инструкции (4 учителя) и совсем не знакомят 5 учителей.
Результаты представлены на рис.2. Рис. 2. Результаты опроса учителей с целью выявления использования ими жанра инструкции на уроках в начальных классах.

Н. В. Горохова
Продолжение следует

Жанр инструкции как средство развития речи младшего школьника. Часть 1

Опубликовано 19.12.2020 15:22 | Просмотров: 680 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0