19.12.2020 15:21

Жанр инструкции как средство развития речи младшего школьника. Часть 2

Жанр инструкции как средство развития речи младшего школьника. Часть 2

Провели анкету для учащихся:
1. Что такое инструкция?
2. Какие бывают инструкции?
3. Где Вы в жизни встречали инструкцию?

Целью анкеты было выявить, насколько знакомы учащиеся 2 класса с жанром инструкции. Содержание ответов, данных в анкете, было следующим:
Учащиеся отмечают, что инструкция - это действия по порядку, также учащиеся отмечают в качестве инструкции правила дорожного движения и есть такие, которые не имеют представления, что такое инструкция.
Результаты представлены на рис.3 Рис. 3. Результаты диагностики знания учащимися 2-го класса жанра инструкции.

На вопрос, какие бывают инструкции по разновидности, учащиеся отвечают, что бывают инструкции к компьютерным играм, к бытовой технике, инструкция на дорогах, 7 человек затрудняются ответить на этот вопрос.

В жизни ученики 2Б класса инструкцию встречают в играх, кулинарных рецептах, на лекарствах, на одежде. Результаты представлены на рис.4. и рис.5. Рис. 4. Результаты диагностики знания учащимися разных видов инструщий. Рис. 5. Результаты диагностики знания учащимися 2-го класса места жанра инструкции в жизни.

Для того чтобы установить, могут ли учащиеся 2 класса составить текст инструкции, им были предложены два задания:
1. Составить текст инструкции по заданному началу.
Цель данного задания: получить связный текст в жанре кулинарного рецепта.
2. Самостоятельно написать инструкцию.

Цель: написать инструкцию в жанре кулинарного рецепта на самостоятельно выбранную тему с опорой на картинный план.

Задания отличались друг от друга степенью творческой самостоятельности детей при их выполнении.

В задании №1 заданное начало направляло работу детей на составление конкретного жанра - кулинарного рецепта. Тема кулинарного рецепта была одинаковая для всех.

В задании №2 дети самостоятельно выбирали разновидность кулинарного рецепта.
Детские работы оценивались по следующим критериям:
1. правильная последовательность действий;
2. степень подробности;
3. использование речевых средств;
4. использование глаголов, которые играют жанрообразующую роль в инструкции.

На основе критериев были разработаны уровни сформированности жанрово-речевых умений. Результаты исследования представлены на рис.7. Рис. 7. Результаты выявления уровня сформированности жанрово-речевых умений у учащихся 2-го класса.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Учащиеся 2 класса, как это видно из анкет, мало знают о жанре инструкции, называют только те, с которыми имеют дело в жизни: инструкции к компьютерным играм, кулинарные рецепты, правила дорожного движения, инструкция к бытовой технике.
2. Составляя инструкцию по заданному началу (кулинарный рецепт), дети показали средний уровень речевого развития (основные ошибки: недостаточная подробность, нарушение норм культуры речи, неполное соответствие жанру инструкции).
3. В самостоятельно составленных инструкциях учащиеся показали низкий уровень речевого развития с теми же недостатками.
4. На низком уровне находится 35% учащихся, эти дети не смогли ничего написать или написали одно слово, в анкетах также видно, что учащиеся не имеют представления о инструкции.

Список литературы
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов, - М.: Просвещение, 2011. - с.47. - (Стандарты второго поколения).
2. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. / А.Н. Щукин. - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008, с.90.
Карабань Н.А. Речевой жанр инструкции / Известия Волгоградского государственного технического университета. Выпуск №5, том 7. - 2008. с.96.

Аннотация. В статье анализируются вопросы знакомства младших школьников с жанром инструкции на уроках русского языка. Представлены результаты анкетирования учителей и учащихся 2 класса.
Ключевые слова: жанр инструкции

Н. В. Горохова

Жанр инструкции как средство развития речи младшего школьника. Часть 2

Опубликовано 19.12.2020 15:21 | Просмотров: 149 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0