12.12.2019 17:58

Знаково-символическое моделирование на уроках технологии в начальных классах

Знаково-символическое моделирование на уроках технологии в начальных классах

Значение знаково-символического деятельности для детей, начиная с первого класса, педагогика признает безапелляционно. Наибольший эффект может быть достигнут при условии, когда знаково-символическая деятельность используется в школе при изучении всех учебных предметов. Практика учителей свидетельствует о другом. Знаково-символические средства вводятся учителем эмпирически, на чисто интуитивном уровне как обозначения отдельных объектов и понятий. Знаково-символические или условно-знаковые средства - это один из видов самой большой группы визуальных средств обучения. Их рассматривают в педагогике также как один из элементов медиаобразовательных технологий.

В знаково-символической деятельности можно выделить следующие этапы:

Замещение. Качественно изменяясь, оно развивается еще на протяжении дошкольного детства. Одно и то же содержание ребенок научается выражать на разных языках - символьном, графическом и т. д.

Моделирование. В его основе лежит замещение - возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое.

Умственное экспериментирование. Именно здесь максимально полно реализуется функция знаков как усилителей человеческих способностей в реальном мире.

Моделирование - сложная деятельность, в которой выделяются составляющие: предварительный анализ материала, перевод реальности или текста ее описывающего, на знаково-символический язык, работа с моделью или ее преобразование, соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью. Каждая из этих составляющих имеет свой операционный состав, специальные средства, которые должны стать предметом усвоения учащихся к окончанию начальной школы.

Возможность применения моделирования для формирования знаково-символических универсальных учебных действий разнообразна. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Специфика урока технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:
- ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
- значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу (так, в ходе решения задач на конструирование, обучающиеся учатся использовать схемы, карты и модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров);
- специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста - умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

Изучение технологии, как отмечает А. Г. Асмолов, обеспечивает реализацию следующих целей:
- формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно- преобразующей деятельности человека;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

На сегодняшний день учащиеся должны осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых не только для обучения, но и для его социализации. Поэтому необходимо научить учащихся самостоятельно строить и исследовать модели, изучать какие-либо явления с помощью моделирования. Решая задачи и понимая, что они представляют собой модели некоторых реальных объектов и процессов, учащиеся могут использовать идеи данного метода в повседневной жизни и работе.

Применение знаково-символического моделирования позволит сформировать у обучающихся умения: давать характеристики объектов по одному или нескольким признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.); исследовать собственные нестандартные способы решения; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

А. В. Ермолаева

Знаково-символическое моделирование на уроках технологии в начальных классах

Опубликовано 12.12.2019 17:58 | Просмотров: 1012 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0