07.11.2020 14:44

Опыт проектирования и изготовления народных музыкальных инструментов - кантеле в вузе

Опыт проектирования и изготовления народных музыкальных инструментов - кантеле в вузе

Древнейшие эпические песни карелов - руны - рассказывают о создании струнного щипкового инструмента кантеле , ставшего символом национальной музыкальной культуры Карелии [2]. Кантеле (карел. и фин. «kantele») — карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами, и число их доходит до тридцати девяти. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны.

Большой вклад при сборе этнографического материала, возрождения и становления этого замечательного музыкального инструмента внесли известные карельские специалисты: этномузыковед И. Б. Семакова и этнограф З. И. Строгальщикова. Позднее на основе собранного и проанализированного специалистами материала удалось воссоздать вепсское кантеле и дать ему новую жизнь [3]. В связи с этим в 1993 году на индустриально - педагогическом факультете Карельского государственного педагогического института в рамках подготовки учителей технического труда открывается спецкурс «Моделирование и конструирование музыкальных инструментов типа кантеле». Автором спецкурса и данного направления стал декан факультета, к.т.н., доцент В. Ф. Тропин. Дисциплина изучалась на 4 выпускном курсе в вузе. Первыми работами студентов были пятииструнные кантеле. Многолетняя работа в направлении моделирования музыкальных инструментов принесла свои плоды. Преподавателями и студентами факультета изготовлены сотни различных музыкальных инструментов типа «кантеле». Это пикколо, прима, альт и бас. Помимо изменения формы инструмента увеличивается количество струн. Их становится более 10, а в 2005 году на базе мастерской факультета впервые изготовлен образец хроматического вепсского кантеле с 32 струнами. Такое изделие как кантеле позволяет творчески подойти к его дизайну. Например, можно выполнить на кантеле резьбу по дереву, декорировать шпоном, использовать морилку и др. А в 2009 году в рамках дипломной работы было выполнено и электро-кантеле.

Работа в направлении развития моделирования кантеле ведётся и в настоящее время на новой кафедре технологического образования в рамках теперь уже классического вуза: Петрозаводского государственного университета. Каждый студент после изготовления своего кантеле под руководством мастера производственного обучения (инженера), защищает проект на заседании аттестационной комиссии. Студентам присваивается 3 или 4 разряд (в зависимости от сложности изготавливаемого инструмента) по профессии «столяр по изготовлению и ремонту деталей и узлов музыкальных инструментов» и выдаётся удостоверение установленного образца.

В 2014 году студенты представили свои работы на специально организованной кафедрой «площадке мастеров» в рамках празднования Дня города Петрозаводска. Петрозаводчане и гости города с большим интересом рассматривали и приобретали как небольшие сувенирные кантеле, так и действующие пятиструнные (фото 1).

Также в рамках профориентационной работы на кафедре действует школьная академия «Начальное техническое моделирование» для школьников 7-11 классов, которая, по существу уже стала кузницей будущих абитуриентов. Здесь каждый школьник найдёт себе то направление, которое вызовет для него больший интерес. На занятиях обучающиеся увлеченно занимаются не только изготовлением сувенирных музыкальных инструментов «кантеле», но также моделированием и конструированием лодок, проектируют исторические и народные костюмы и многое другое [1].

Данный опыт можно использовать в рамках включения народных традиций на уроках технологии в школе. Но заинтересованы ли сами школьники в изучении народных традиций на уроках технологии? Чтобы ответить на данный вопрос, нами было проведено анкетирование в лицее № 40 города Петрозаводска среди школьников 6 классов. В анкетировании участвовало 30 респондентов - мальчиков.

Анкета включала следующие вопросы:
Вопрос 1. Знакомы ли Вы с понятием «народные традиции Карелии»?
Вопрос 2. Хотели бы узнать больше о народных традициях Карелии?
Вопрос 3. Посещали ли Вы какие-либо мероприятия, посвященные народным традициям Карелии?
Вопрос 4. Сталкивались ли Вы с народными традициями Карелии на уроках технологии?
Вопрос 5. Хотели бы Вы узнавать о народных традициях Карелии на уроках технологии?
Вопрос 6. Хотели бы Вы изготавливать изделия народного творчества на уроках технологии?

Обработка анкет дала результаты, отображённые на диаграмме 1.

Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что школьники заинтересованы в изучении народных традиций. Многие из них посещали мероприятия, посвященные народным традициям Карелии.

Таким образом, необходимо спроектировать изделия народного творчества, которые можно изготавливать на уроках технологии.

В качестве примера можно привести сувенирную модель кантеле, технология изготовления которой была разработана на кафедре технологического образования Петрозаводского государственного университета. Модель представляет собой уменьшенную копию пятиструнного кантеле.

Конструктивные отличия от настоящего инструмента: использование деревянных колков, толщина дек и корпуса не предусматривают звучание модели. Изготовление данной модели можно включить в программу по технологии для мальчиков старших классов. Кроме того, технологию изготовления данного образца можно изменять под особенности конкретной мастерской по деревообработке (в зависимости от наличия или отсутствия определенных станков и инструментов).

Список литературы
1. Зименкова Ф. Н. Опыт изучения и изготовления в вузе малых деревянных судов на факультативном курсе «Историческое и народное судосмтроение» / Ф. Н. Зименкова, А. А. Талых // Наука и школа. - 2015. - №5. - С.177 - 184.
2. Михайлов Е. П. Музыка северной деревни / Е. П. Михайлов, Н. С. Михайлова. - Петрозаводск, 2009. - 160 с.
3. Тропин В. Ф. Проектирование системы этномоделирования народных музыкальных инструментов на основе национально-регионального компонента в профессионально-технологической подготовке студентов педагогического вуза / В. Ф. Тропин. - Петрозаводск: Verso, 2006. - 78 с.

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты проектирования и изготовления народных музыкальных инструментов типа «кантеле» в рамках учебного процесса на кафедре технологического образования ПетрГУ, а также опыт включения народных традиций Карелии в технологическое образование школьников.
Ключевые слова: кантеле, проектирование, модель, профориентация, начальное техническое моделирование.

Д. С. Мелоев

Опыт проектирования и изготовления народных музыкальных инструментов - кантеле в вузе

Опубликовано 07.11.2020 14:44 | Просмотров: 510 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0