11.11.2019 18:35

Интерактивность и сотворчество в современном искусстве

Интерактивность и сотворчество в современном искусстве

В самом широком понимании интерактивность - это понятие, раскрывающее характер и степень взаимодействия между объектами (interaction в переводе с английского - взаимодействие). Сегодня большинство людей ассоциирует понятие интерактивности так или иначе с компьютерной техникой, виртуальной реальностью, экспериментами в области современного искусства. По мере своего развития компьютерные технологии постепенно внедрялись в самые разные сферы человеческой деятельности, в том числе и творческие. Термин интерактивность становится чрезвычайно популярным в ходе компьютерной революции.

В контексте компьютерного искусства все чаще начинают говорить об аудитории не просто как об активных участниках творческого процесса, но как о полноценных соавторах художника. Однако правомерно ли говорить о возможности сотворчества в отношении всех интерактивных произведений? Как мы уже отмечали, многие произведения могут быть признаны в той или иной степени «интерактивными», но лишь некоторые из них дают реципиенту реальную возможность творчески сотрудничать с художником.

Современный компьютер способен выступать в роли посредника творческой интеракции людей, выводя взаимодействие двух индивидов на новый уровень. Однако, чем в действительности является продукт пользовательской работы с программой? Могут ли пользователи, используя одну и ту же программу, создавать многочисленные произведения? Все это зависит от самой программы. Мы выделили два принципиально различных вида программ, создаваемых в художественно-творческих целях: замкнутые и открытые программы.

Интеракция с замкнутой программой подразумевает выбор из ограниченного числа опций, при этом каждая из опций изначально заложена программистом. По нашему мнению, процесс интеракции с замкнутой программой не может считаться творчеством, поскольку в таких условиях пользователь оказывается полностью подчиненным воле программиста, создавая возможные варианты одного произведения.

Пример замкнутой программы является F2T. Этот проект интегрирует такие разнохарактерные области, как скульптура, робототехника, хип-хоп и SMS. Главный элемент интерактивной инсталляции F2T - «Рэппер», центральная скульптура, которая, «читает» рэп. Исполняемые рэп-тексты генерируются на основе SMS- сообщений, присылаемых зрителями. Все SMS-сообщения анализируются и проверяются на совпадение с какими-либо словами из более ста тридцати заложенных в программу хип-хоп фраз и выражений, написанных поэтом и композитором Джимом Барнардом. Программа «составляет» рэп-текст, собирая его из фиксированного набора фраз, каждая из которых была заранее озвучена реальным человеком, рэп-исполнителем. Несмотря на то, что аудитория взаимодействует с произведением искусства, она сама не создает ничего качественно нового, она лишь эмпирически осваивает компьютерную программу, действуя в рамках, которые заранее были предопределены автором, создателем F2T.

Открытая программа, напротив, способна предоставить реципиенту свободу и возможность проявить свою творческую инициативу. Количество разных результатов в ходе взаимодействия с программой бесконечно. Таким образом, открытые программы предоставляют реципиенту настоящую платформу для творчества, а результатом интеракции с открытой программой становится новое произведение. В качестве приме¬ров открытых программ мы можем рассматривать такие графические редакторы, как Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и CorelDRAW. Каждый из этих графических редакторов, безусловно, способен предложить по- настоящему гибкий полифункциональный творческий инструментарий, необходимый художнику для полноценной реализации своих творческих задумок.

В заключение отметим, что один общий признак компьютерного искусства - программируемость, которая является базовой, онтологической характеристикой компьютерного произведения. Другой общий признак - интерактивность, она дает возможность конструировать и фиксировать формы, она необходима для раскрытия произведений компьютерного искусства. Оба признака свидетельствуют о глубоком отличии компьютерного искусства от традиционных способов художественного творчества, что приводит к необходимости выделения его в самостоятельный вид искусства.

Д. П. Ханолайнен

Интерактивность и сотворчество в современном искусстве

Опубликовано 11.11.2019 18:35 | Просмотров: 418 | Блог » RSS

Всего комментариев: 0